Деян., 32 зач., XIII, 13-24.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Этот принцип успешно действует в наши дни. Понимали его важность и в прошлом. Это становится понятным при прочтении сегодняшнего отрывка из книги Деяний. Апостолы Павел и Варнава, побывав в Пергии, приступили к проповеди в Антиохии Писидийской. И начали с местной синагоги. Причин для этого имелось две. Первая — привычная для апостолов установка сперва проповедовать иудеям, а потом уже обращаться к язычникам. Вторая причина — в Антиохии Писидийской еврейская диаспора являлась по-настоящему многочисленной. И иудеи действительно составляли большую часть местного населения. Павел и Варнава с уважением отнеслись к обычаям соплеменников. Хотя сами апостолы почитали священным днем воскресенье, но на встречу с иудеями они пришли именно в день субботний, заранее уведомив главу диаспоры. Сама же проповедь апостола Павла, прозвучавшая в стенах антиохийской синагоги, стала настоящей методичкой для других проповедников в иудейской среде. В общении с соплеменниками апостолы доказывали, что Новый Завет, который они предлагали иудеям принять, находится в полном согласии с Ветхим Заветом. Павел говорит о евреях как о возлюбленном народе Божьем, которого Господь избрал и хранил на протяжении веков. При этом, апостол тонко намекает, что любовь Бога по отношению к евреям не была заслуженной. Древние иудеи часто вели себя своенравно и непослушно. Для вразумления избранного народа Господь посылал сначала пророков, потом судей, за ними царей. Наиболее почитаемым из этого ряда персоналий, конечно, является царь и пророк Давид. И именно на Давида и его слова опирается Павел, чтобы доказать мессианство Христа. Согласно пророчествам, Спаситель должен был происходить из рода знаменитого правителя и подобно древним судьям защищать Свой народ. Апостол возвестил иудеям, что Иисус из Назарета и есть обещанный потомок Давида. Он же — Тот, Кто защитил Своих людей от врагов. Не ограниченную группу защитил, а всё человечество. И не от земных противников сберёг нас Христос, а от могущественных сил зла и смерти — телесной и духовной. Слова Павла произвели на собравшихся в синагоге иудеев огромное впечатление. Причина состояла в том, что апостол нашел очень верную тональность, не полез в чужой монастырь со своим уставом. А проявил искреннее уважение к слушателям.
Сегодняшнее чтение учит нас важной вещи. Подчас, говоря с кем-то о вере, нужно помнить, что Бог воспринимается всеми нами по-разному и, самое главное, открывается каждому из нас по-разному. Не стоит путать Откровение Божие с собственным опытом переживания религиозного. И исходя из верности своим личным идеалам, ломать другого о колено. Ведь нет участи печальней, чем стать препятствием человека на пути к Богу. И нет участи более радостной, чем быть к Нему, подобном апостолу Павлу, проводником!
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница