Деян., 1 зач., I, 1-8.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Книга Деяний апостолов начинает читаться на богослужении с дня Святой Пасхи. Эта книга — о том, как свет Христова Воскресения начинает своё движение. Неспроста Пасхальное богослужение совершается ночью: ведь рассвет настаёт не когда солнце уже вышло из-за горизонта, а когда всепоглощающий мрак тьмы начинает отступать перед грядущим днём. И всё повествование книги Деяний — о том, как начав с тоненькой полоски на горизонте, Свет Воскресения проникает всё дальше и дальше.
В литературе и кинематографе тема бессмертия героев — одна из популярных. И в то же самое время — одна из самых неоднозначных. Казалось бы, в чём проблема? Если смерть побеждена — без разницы, каким способом — развитием ли научных технологий, магическим способом или каким-то иным — живи себе да живи! Но нет: в какой-то момент читатель или зритель понимает — само по себе бессмертие — это ещё не решение: главный вопрос, что будет собой представлять та самая жизнь, у которой конца уже нет. Ведь она может быть и такой, что… лучше бы её и не было!
Воскресение Христа, в отличие от художественного вымысла, принципиально иное. Он не просто «перестал умирать» — но Своей смертью «попрал смерть». Что это значит? Дело в том, что смерть — это не только момент прекращения физиологической деятельности того или иного организма. Это ещё и определённая тенденция, направление — от жизни. Человек, который спускался в скафандре на глубину и слишком увлёкся, что запутал подводящие воздух шланги — уже движется путём смерти. При недостатке воздуха из-за пережатых шлангов его жизнь — будет одной мукой. А для человеческой души «воздух» — это Бог. Именно с таким расчётом и был «сконструирован» человек. Образно говоря, грехопадением были «пережаты шланги», по которым человек питался Божественными энергиями — без которых жизнь — сплошная одышка. И всё человечество жило тысячелетиями в состоянии постоянной гипоксии, нехватки кислорода — думая, что иначе и не быть не может.
Христос спускается в ад — и Сам становится новым каналом, по которому жизнь снова возвращается к человечеству. Воскресший Христос — это такой же, как и мы, полноценный человек — но только в Нём нет привычного нам «удушья» — греха! Он — единственный из всего человечества, Кто «дышит полной грудью» — но Он ещё и каждому из нас даёт возможность «подключиться» к Его бесперебойной системе жизнеобеспечения! А «подключаемся» мы прежде всего верой — разрешая Христу вместо нашей, привычной маски — образа жизни — надеть на нас Его, Христову — жизнь по Евангелию! И когда мы соглашаемся — для каждого из нас открывается Его, Христов, доступ к общению с Богом Отцом — только в общении с которым наша жизнь и может стать полноценной и бессмертной!
«Окна на ЗАГС»
Окна моей квартиры выходят на городской ЗАГС. Очень часто, особенно по субботам, я слышу задорные крики «Горько!», сигналы автомобилей и вижу, как участники торжества открывают шампанское. Но сегодня, в утро пятницы, здесь тихо, хотя на парковке стоят несколько автомобилей, украшенных ленточками.
Всё ясно, расписываются. Так оно и есть. Из здания ЗАГСа сначала высыпает толпа весёлых родственников и друзей, а следом выходят счастливые жених с невестой. «Интересно, а где же традиционные крики "Горько" и выстрелы шампанского?», — думаю я. И тут замечаю, как один солидный мужчина, наверное, отец кого-то из молодожёнов, достаточно громко говорит: «Друзья, давайте по машинам, батюшка в церкви уже ждёт нас!»
Так вот оно что, впереди венчание! А после него всё будет, и возгласы «Горько», и поцелуи жениха с невестой, и звон бокалов. Мне становится радостно от того, что в нашем городе образовалась ещё одна семья. И я мысленно желаю молодожёнам счастья, любви и помощи Божией в их совместной жизни.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране:
23 апреля. О тщетности спешки
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Всякий торопливый терпит лишение».
О тщетности спешки, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.