Деян., 27 зач., X, 44 — XI, 10.
Глава 10.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Глава 11.
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что мы услышали отрывок, в котором рассказывается о том, как апостол Петр крестил язычников. Описывая момент крещения, Писание замечает, что Дух Святой сошел на крещаемых и они стали говорить на иных языках. Об этом необычном даре мы слышим в книге Деяний несколько раз. Первыми заговорили на иностранных языках апостолы во время Пятидесятницы. Они проповедовали о Христе иностранцам и не нуждались при этом в переводчиках. Каждый, слушая их проповедь, слышал собственное наречие. С тех пор этот дар языков стал одним из явных знаков, что в человеке действует Святой Дух.
В истории богословской мысли существуют различные попытки объяснить суть этого сверхъявственного явления. Одно из самых распространенных — это буквальное толкование. Апостолы начали внезапно говорить на иностранных языках, как если бы потратили многие годы на их изучение. Сейчас мы не наблюдаем этого в жизни Церкви лишь по той причине, что такой дар был необходим для целей раннехристианской проповеди, когда о Евангелии было необходимо рассказать, как можно большему количеству людей. После того, как христианство распространилось по всему миру, это явление исчезло.
Не отрицая такого толкования, другие богословы вносят в него одно существенное пояснение. То, что произошло в день Пятидесятницы и происходило после во время крещения — полная противоположность тому, что произошло во время вавилонского столпотворения. Тогда Господь, видя греховные намерения людей, отнял у них способность понимать друг друга, чтобы они не смогли довести до конца то общее дело, которое было противно воле Божией. В день Пятидесятницы, в тот момент, когда родилась христианская Церковь, этот дар был возвращен человечеству. Господь, посылая людям Своего Духа, восстанавливает утраченное единство. Поэтому говорение на иностранных языках можно понимать не только как техническое воспроизведение иностранного языка. Его суть — особое духовное состояние. Человек получал способность общаться с Богом так, как не мог делать это до Крещения и прихода в Церковь. Не случайно апостол Павел говорит, что говорение на языках — это в первую очередь молитва, обращенная к Творцу. А вместе с этим человек получает и способность полноценного общения с окружающими, когда информацию идет не столько по привычным для нас каналам коммуникации, а непосредственно от сердца к сердцу. Когда порой и слова больше не нужны, и между людьми устанавливается полное взаимопонимание и единодушие, так что и языковой барьер перестает быть преградой. Так понимают друг друга влюбленные и очень близкие люди. Не случайно в песнопении праздника Пятидесятницы мы читаем: «Когда сошел Всевышний и смешал языки, то этим Он разделил народы, когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятаго Духа».
Именно в таком виде этот дар не перестал существовать, и его до сих может принять и развить в себе каждый, кто старается жить по Евангельским заповедям, главная из которых — заповедь жертвенной любви к тем, кто нас окружает.
Волонтёры-медики для «Благотворительной медицины»
«Благотворительная медицина» — это волонтёрский проект, созданный несколько лет назад медиком Валерией Пинигиной. Участники проекта — люди разных медицинских профессий, которые в свободное от работы время приходят на помощь тем, о ком некому позаботиться, у кого нет документов и денег, кто лишился дома и оказался на улице. Кроме этого, доктор Лера, как ласково зовут её подопечные, вместе с волонтёрами регулярно выезжает на Донбасс. Там в рамках проекта «На стороне жизни» они заботятся о беременных женщинах и мамах с детьми. Консультируют их по вопросам здоровья, оказывают психологическую и гуманитарную помощь.
Больше года назад Валерии Пинигиной написала Алёна, мама троих детей. Её семья живёт в той местности, куда порой не доезжает даже скорая. В то время Алёна находилась в положении. Беременность протекала сложно, поэтому женщине была необходима помощь врачей. Благодаря волонтёрам-медикам здоровье мамы оказалось вне опасности. Сегодня Алёна сама трудится в «Благотворительной медицине» — координирует работу проекта в прифронтовых зонах.
Помощи там ждут многие семьи. Задачи у волонтёров самые разные. Например, недавно им удалось вывезти в Москву трёхмесячную девочку с пороком сердца. В столице малышке провели срочную операцию, и сейчас она чувствует себя хорошо.
В «Благотворительной медицине» всегда нужны врачи разных специальностей. Присоединиться к проекту можно из любой точки страны — консультировать выездную бригаду и подопечных онлайн. Если вы готовы помогать семьям Донбасса, делиться своим временем и опытом, свяжитесь с командой «Благотворительной медицины».
Контакты есть в официальной группе проекта в социальной сети ВКонтакте.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
У нас в гостях была доцент Школы философии и культурологии Высшей школы экономики Ольга Алиева.
Разговор шел о том, как христианство взаимодействовало с античной культурой, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона, и зачем им это было нужно.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль
Гостьей рубрики «Вера и дело» была историк, международник, педагог, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Мы говорили о том, как возникшее в 1907 году объединение женщин всех сословий и состояний возрождается сегодня и как это помогает сохранению русских традиций и культуры.
Наша гостья рассказала о том, как учеба и стажировка за рубежом помогли ей понять важность сохранения русских традиций, как она изучала историю «Союза русских женщин» и почему решила возродить его деятельность, кто и как может принять в этом участие.
Кроме того, разговор шел о рукоделии, кустарных производствах и других сферах, в которых как раньше, так и сегодня женщина может найти для себя интересную и творческую реализацию, о различных мероприятиях, которые организует Союз русских женщин, в частности в Музее императора Николая II в Москве в Токмаковом переулке.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело











