Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, что проповедь апостолов Петра и Иоанна закончилась их арестом. Они обращались к народу израильскому с очень простой вестью: Иисус, которого убили, был Мессией, то есть помазанником и Царем. Он именно тот, кого ждали и которого большинство из людей не узнали. Но если кому-то кажется, что на Его распятии все закончилось, это совершенно не так, потому что Он воскрес. Возможно, саму обличающую проповедь в стиле «Зачем же вы это сделали, посыпьте голову пеплом и просите у Бога прощения» еще можно было вынести. Но апостолы не только обличали и призывали к покаянию... Раз Иисус воскрес, Его мессианское служение в силе и значит ничего не кончено. За Ним не только можно было следовать во время земной жизни, за Ним можно следовать здесь и сейчас, Его учеником может стать каждый.
Конечно, это не могло не возмущать тех, кто был уверен, что Иисус лжемессия и вся эта шумиха вокруг Него закончится после распятия. Но этого не произошло. Дело осложнялось еще и тем, что апостолы не просто проповедовали воскресение самого Христа, это тоже можно было потерпеть. В конце концов древние пророки тоже иногда воскрешали умерших... Конечно, не умерших на кресте, но все же воскрешали. Однако вместе с воскресением своего Учителя апостолы проповедовали воскресение мертвых. Саддукеи, которые и составляли синедрион, в воскресение сами не верили и, конечно, не хотели, чтобы в него верили другие.
Наконец, дело осложнялось самым главным обстоятельством. Человек, который был хромым стал здоровым. И если в мессианство Иисуса, в Его воскресение и тем более в воскресение всех можно было не верить, в исцеление человека, который прежде не мог ходить, а теперь на глазах у всех ходит, не верить было невозможно.
Итак, апостолы оказались арестованы и посажены под стражу до утра. Надо отдать должное первосвященникам, которые все же, при всех своих недостатках, обычно стремились создать видимость справедливого суда. Конечно, суд над Христом был проведен со многими нарушениями, но в данном случае они попробовали разобраться.
При этом сам суд над апостолами был довольно проблематичен, потому что пока они проповедовали им поверили около пяти тысяч человек, с которыми приходилось считаться. Не отрицая реальности исцеления, первосвященники в первую очередь заинтересовались тем, с помощью какой силы апостолы это сделали.
Но что же, с своей стороны предпринимают апостолы? Все очень просто, эту возможность обратиться к первосвященникам он использует для того, чтобы проповедовать. Вы хотите узнать, каким именем исцелен этот человек? Именем Иисуса, которого вы распяли и который воскрес силой Божьей!
Кажется, как давно все это происходило. Две тысячи лет назад. Но если мы посмотрим не на личности участников, а на то, как они ведут себя, нам станет очевидно, что мы можем действовать так же. Если и не в буквально смысле исцелять хромых, то по крайней мере совершать творить добро во Имя Христово и этими малыми делами преображать жизнь вокруг себя.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.