
Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, что проповедь апостолов Петра и Иоанна закончилась их арестом. Они обращались к народу израильскому с очень простой вестью: Иисус, которого убили, был Мессией, то есть помазанником и Царем. Он именно тот, кого ждали и которого большинство из людей не узнали. Но если кому-то кажется, что на Его распятии все закончилось, это совершенно не так, потому что Он воскрес. Возможно, саму обличающую проповедь в стиле «Зачем же вы это сделали, посыпьте голову пеплом и просите у Бога прощения» еще можно было вынести. Но апостолы не только обличали и призывали к покаянию... Раз Иисус воскрес, Его мессианское служение в силе и значит ничего не кончено. За Ним не только можно было следовать во время земной жизни, за Ним можно следовать здесь и сейчас, Его учеником может стать каждый.
Конечно, это не могло не возмущать тех, кто был уверен, что Иисус лжемессия и вся эта шумиха вокруг Него закончится после распятия. Но этого не произошло. Дело осложнялось еще и тем, что апостолы не просто проповедовали воскресение самого Христа, это тоже можно было потерпеть. В конце концов древние пророки тоже иногда воскрешали умерших... Конечно, не умерших на кресте, но все же воскрешали. Однако вместе с воскресением своего Учителя апостолы проповедовали воскресение мертвых. Саддукеи, которые и составляли синедрион, в воскресение сами не верили и, конечно, не хотели, чтобы в него верили другие.
Наконец, дело осложнялось самым главным обстоятельством. Человек, который был хромым стал здоровым. И если в мессианство Иисуса, в Его воскресение и тем более в воскресение всех можно было не верить, в исцеление человека, который прежде не мог ходить, а теперь на глазах у всех ходит, не верить было невозможно.
Итак, апостолы оказались арестованы и посажены под стражу до утра. Надо отдать должное первосвященникам, которые все же, при всех своих недостатках, обычно стремились создать видимость справедливого суда. Конечно, суд над Христом был проведен со многими нарушениями, но в данном случае они попробовали разобраться.
При этом сам суд над апостолами был довольно проблематичен, потому что пока они проповедовали им поверили около пяти тысяч человек, с которыми приходилось считаться. Не отрицая реальности исцеления, первосвященники в первую очередь заинтересовались тем, с помощью какой силы апостолы это сделали.
Но что же, с своей стороны предпринимают апостолы? Все очень просто, эту возможность обратиться к первосвященникам он использует для того, чтобы проповедовать. Вы хотите узнать, каким именем исцелен этот человек? Именем Иисуса, которого вы распяли и который воскрес силой Божьей!
Кажется, как давно все это происходило. Две тысячи лет назад. Но если мы посмотрим не на личности участников, а на то, как они ведут себя, нам станет очевидно, что мы можем действовать так же. Если и не в буквально смысле исцелять хромых, то по крайней мере совершать творить добро во Имя Христово и этими малыми делами преображать жизнь вокруг себя.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер