
Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Крещение — одно из семи главных церковных Таинств. Оно является дверью, открыв которую, человек становится участником христианской общины, то есть получает возможность участвовать в остальных таинствах Церкви. На значимость крещения указывал Сам Иисус Христос. Так, в Евангелии от Иоанна Он говорит прямо: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поэтому и Своим ученикам Он дал заповедь не просто проповедовать Евангелие, но и крестить людей. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — призывает Он апостолов перед Своим вознесением.
Само Крещение совершается при помощи троекратного погружения в воду. Вода с глубокой древности являлась символом чистоты, а потому использовалась в различных ритуалах, связанных с очищением. Так, например, уже Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию, то есть, к изменению образа жизни и мыслей, по сути, очищению от прежних грехов, погружал их при этом в воды Иордана. Христианское крещение отличается от крещения, которое совершал Иоанн Предтеча тем, что символизирует не просто покаяние и желание изменить жизнь. По вере Церкви, троекратно погружаясь в воду, человек таинственным образом с одной стороны умирает для своего прошлого, с другой — соединяется со Христом, чтобы воскреснуть с Ним к вечной жизни. Та тонком духовном уровне он становится участником церковного организма, который зачастую так и называют Тело Христово. Поэтому обязательными условиями крещения являются покаяние и вера в Спасителя.
Крещение всегда сопровождалось другим таинством, о котором рассказывается в сегодняшнем отрывке. Услышав, что люди крещены крещением Иоанна, апостол Павел возлагает на них руки и на них сходит Дух Святой. Таким образом он восполняет то, что некогда сделал Иоанн. Это таинство, восполняющее Крещение, называется в современной церковной практике Миропомазание. Дело в том, что желающих креститься в определенный момент стало так много, что апостолы и их приемники не имели возможность делать это сами. А потому они сочли целесообразным заменить возложение рук помазанием освященного масла, над которым они совершали специальную молитву. После этого совершать миропомазание с их благословения мог и простой священник. Во время этого таинства Господь дает человеку дары Святого Духа. То есть такие качества, которые делают его христианином не только по названию, но и по факту самой жизни. Очень емко апостол Павел перечислил основные из них в одном из своих писем. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Конечно, эти качества даются человеку не сразу, но словно семечко, в зачатке. Задача самого человека заключается в том, чтобы эти ростки не заросли сорняками. Своей христианской жизнью он должен развить их в себе и насытить таким образом свою душу светом и теплом божественной благодати.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема