
Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как апостол Павел, направляясь в Иерусалим на праздник и не желая задерживаться в Ефесе, встречается с главами Ефесской Церкви. Слова Павла, которые мы слышим в качестве обращении к пришедшим, могут быть образцом любви и заботы к пастве для всякого.
Сам язык, который он употребляет при обращении, может кого-нибудь смутить. Пастырь должен пасти и сохранять паству... Каждый сегодня желает подчеркнуть, что он не часть стада и ему-то уж точно никакие пастухи не нужны.
На самом деле надо понимать, что одни и те же понятия на языке разных культур могут восприниматься очень по-разному. Культура иудеев того времени — это культура сельскохозяйственная. Именно поэтому мы слышим притчи о семени и сеятеле, о пастыре ищущем заблудшую овечку... И естественно, как и в любой сельскохозяйственной культуре — отношение в всем этим явлениям совсем не пренебрежительное, но очень благоговейное. Пастырь не хозяин стада, и само стадо не бездушная управляемая масса... Отношение совсем другое — акценты в первую очередь делаются на заботе и охране. В бездушной массе нет никого, кто был бы дорог — одним больше, одним меньше — все равно. В контексте евангельской культуры — так ведет себя наемник. Пастырь же забоится о каждом лично.
Именно поэтому апостол просит пресвитеров Ефеса быть бдительными, ведь они пастыри в Церкви, которую Христос приобрел Себе Своей Кровью. Да и сам Павел три года со слезами непрестанно учил каждого из них, чтобы они были тверды в вере и жизни. Он переживает о Церкви, потому что предвидит, что в ней появится те, кто будет использовать братьев и сестер, чтобы проявлять власть и раскалывать общину...
Но что, он — уходящий, может сделать? Насколько он ощущает свою ответственность?
После всех сказанных слов, после увещеваний и напутствий, Павел говорит: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более». Он прекрасно чувствует меру своей ответственности, но так же понимает, что доверять в этом отношении можно только Богу, в руки Которого он и передает своих учеников.
В этом трезвом отношении к себе и к предстоящим испытаниям, апостол Павел оказывается для нас замечательным примером. Понимая свою ответственность — он не избегает ее, но и не берет на себя слишком много. Сделав все, что было в его силах он полагается на Бога. Именно так в соработничестве с Богом должен поступать каждый из нас.
Пасхальный рассвет. Ольга Кутанина

Можно ли сохранить пасхальную радость на весь год? Да. Со мной такое случилось, когда я впервые увидела пасхальный рассвет. Сама не знаю, как это удалось такому любителю поспать. Думаю, такой подарок сделал мне Господь.
В нашей семье давно стало традицией ходить на пасхальную службу ночью. Это событие — самое долгожданное и для нас с мужем, и для детей.
Великая суббота наполнена ожиданием чуда, внутренней тишиной. Воскреснет ли Христос? — будто спрашивает сердце. Каким найдём мы гроб Господень? Как будем жить дальше, если похоронили Христа в страстную пятницу?
С такими мыслями и в надежде на воскресение мы собираемся на крестный ход.
Средний сын заглядывает в холодильник: как там наши куличи и творожная пасха? А вдруг кто-то съел? Семья большая, не уследишь! Младшая дочурка сидит на ковре нарядная, рассказывает кукле про праздник. Маленький сын хочет скорее на улицу, чтобы посмотреть, много ли звёзд зажглось на небе и видно ли луну. Самый крошечный малыш завернут в одеяло и спит в коляске. Только Господь знает, какие сны видит он в эту чудесную ночь.
Выходим. Успели на крестный ход — путь ко гробу, который прошли жёны-мироносицы. Волнение усиливается и — вот оно, свершилось! — «Христос воскресе!» Младшие дети прыгают от радости.
Литургия на Пасху лёгкая, поднимающая ввысь. Снова и снова слышны пасхальные возгласы. Время пролетает незаметно. Мы возвращаемся домой, разговляемся, делимся впечатлениями. Глаза уже слипаются. Обычно все ложатся спать. Так было все годы нашей воцерковленной жизни.
Но в эту ночь я легла не сразу. Прочитала вечернее правило, никуда не торопясь, наслаждаясь тишиной. Помыла чашки и глянула в окно. «Странно, неужели ещё не стемнело?» — мелькнула мысль в сонной голове. Небо было прозрачное на горизонте. «Да нет, это же не запад! Из окна кухни виден восток! Это рассвет!» — не сразу поняла я.
Неужели впервые не уснула, устав от хлопот? Неужели увижу, как встаёт раннее весеннее солнце?
Вышла на балкон. Небо светлело прямо на глазах. Внизу были видны кроны деревьев. А в них взахлёб, ликуя, перебивая друг друга, пели птицы. Они будто славили воскресшего Христа!
Рассвет очень похож на воскресение. Солнце встаёт после тёмной ночи. Природа просыпается, в сердце человека трепет. Победа света над тьмой. Есть такое выражение: Пасха — это рассвет, который уже никогда не померкнет. И рассвет, что я увидела, удалось сохранить в сердце надолго.
В Церкви не случайны повторяющиеся события. Например, каждый воскресный день вспоминают о воскресении Христа, чтобы не утонуть в заботах и скорбях, напомнить людям о пасхальной радости.
Рассвет тоже повторяется, причём, каждый день. Я стала вспоминать о том рассвете по утрам, и это придает мне сил. Да, любое утро может быть напоминанием пасхального утра. Так проще не сбиться со светлого пути, не потерять радость о воскресшем Господе!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
«Любопытство»

Фото: Flo / Unsplash
Как-то отправилась я на поезде в Сочи — отдыхать, и решила на время отпуска отказаться от гаджетов. Никакого интернета! Но утром, чуть проснувшись в купе, спросонья автоматически потянулась к смартфону. И тут я поняла, что ограничить себя будет непросто. Задумалась, а что заставляет меня постоянно читать новости и пользоваться соцсетями? Вопрос сложный, и без чашки кофе его обдумать никак не получалось.
Решила дойти до проводницы и сделать заказ. И только я открыла двери купе, как услышала детский смех, который мгновенно смолк. Это мои соседи — женщина с двумя дочками-близнецами. Им по 8 лет. Мы познакомились накануне вечером. Я немного помедлила, стала наблюдать. И быстро поняла, что смех из открытого купе соседей раздаётся каждый раз, когда кто-то проходит мимо. Заглянула внутрь, и девочки также наградили меня громким смехом. Мою догадку подтвердила мама близнецов. Рассказала, что час назад дети заметили, что почти каждый, кто проходил мимо, обязательно заглядывал в их открытое купе. При этом любопытство пассажиров их почему-то неизменно веселило.
Я похвалила девочек за наблюдательность, пожелала хорошего дня и всё-таки дошла до проводницы. Затем, в ожидании кофе, я задумалась о том, что ведь действительно так и есть — когда проходишь мимо купе с открытой дверью, то обязательно посмотришь внутрь. Что это, как не пустое любопытство?.. И тут вдруг пришло озарение! Вот так, сами того не ведая, две милые девочки помогли ответить на мой утренний вопрос. В смартфон я заглядываю по привычке, за которой стоит пустое любопытство. На самом деле, интернет мне вовсе и не нужен. По крайней мере на время отпуска.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема