Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, 28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Упоминание об александрийском иудее Аполлосе в книге Деяний святых апостолов ограничивается историей его пребывания в Ефесе. Вопрос о том, каким образом он был наставлен в «начатках пути Господня» у себя на родине остаётся спорным: крайне маловероятным видится то, что Аполлос был знаком с какими-то христианскими текстами. Некоторые учёные полагают, что он был учеником Иоанна Предтечи, а кто-то относит начала знакомства Аполлоса с христианством к пребыванию апостола Марка на территории Египта. Впрочем, об апостоле Марке и его миссии в Александрии мы знаем лишь из текстов Климента Александрийского, а это уже второй век по Рождестве Христовом, более ранних свидетельств апостольской проповеди на родине Аполлоса не существует. Важно и то, что, как свидетельствует книга Деяний, Аполлос знал только Иоанново крещение, то есть, собственно с учением Христа Спасителя он не был знаком. Здесь возникает следующий вопрос: что же именно имеет в виду апостол Лука, когда пишет про начатки пути Господня и крещение Иоанново? На этот вопрос у исследователей также нет единого ответа. О начатках пути Господня они сообщают нам в лучшем случае лишь размытую фразу о знании «учения и жизни соответственно заповедям Господа». Под этим можно понимать очень многое, в том числе и приоритет любви и милосердия над буквой закона. Что же касается крещения Иоаннова, то здесь толкователи высказывают противоположные друг другу мысли. С одной стороны, святитель Иоанн Златоуст размышляет так: «Если он знал только Иоанново крещение, то как он „горел духом“? Дух не сообщался при этом (крещении)», далее святитель приходит к выводу, что «он был один из тех ста двадцати лиц, которые вместе с апостолами крещены (Духом Святым)». Блаженный Феофилакт склонен согласиться со святителем Иоанном, но тем не менее, он не исключает и иное. По его мнению, гореть духом и иметь в себе Духа Святого совсем не одно и то же: «Имеющий Святого Духа имеет Его обитающим в себе; и сам Дух вещает ему из сердца его, как вещал апостолам, то запрещая, то повелевая им глаголати слово. А пламенеющий Духом совершает что-либо, под руководством Духа». А о крещении Иоанновом блаженный Феофилакт говорит так: «Крещение Иоанново призвало к покаянию, но не доставляло в то же время очищения от греха; так что различие между крещением Иоанновым и крещением верующих заключается в том, что крещение верующих дарует оставление грехов». Если же посмотреть на следующую фразу книги Деяний, то в ней ничего не говорится о каком-либо ином крещении, там речь идёт лишь об апостольском наставлении Аполлоса в пути Господнем. Получается, что чётких и однозначных вопросов на вопросы, которые ставит перед нами сегодняшний отрывок попросту не существует. Точнее же будет сказать, что эти ответы нам в полной мере не открыты.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем