
Апостолы
Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого из нас есть вещи, которые воспринимаются нами как обязательные. Они могут иметь отношение к образу жизни, к работе и отдыху... И, конечно, в жизни верующих людей могут и должны быть такие обязательные вещи, связанные с верой. Об одной из них очень ярко рассказывает евангелист Лука в отрывке из 11-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Помню много лет назад я слышал из уст одного священника, что всё, необходимое для того, чтобы быть христианином, можно свести к четырём пунктам. Первое и главное, по его мнению, участие в таинствах. Быть членом Церкви — это не только быть крещёным и миропомазанным, но также регулярно исповедоваться и причащаться. Далее, он сказал о молитве и чтении Священного Писания как о том, что помогает нам находиться в общении со Христом. Наконец, всё это должно находить своё исполнение в нравственной жизни, в чистоте, милосердии, праведности и во всём, что поручил нам Господь. Сложно не согласиться с важностью сказанного этим священником, но всё же список этот на мой взгляд не полон. Он безусловно важен для личной духовной жизни каждого христианина, но в нём нет акцента на взаимоотношениях с другими людьми. Кто-нибудь не согласится и скажет, что правильное понимание Евхаристии уже помещает христианина в пространство общинной жизни. Да и большинство заповедей говорит о взаимоотношениях с людьми. С одной стороны, это верно, но с другой, мы бываем настолько эгоистичны, что и причащаемся для себя и нравственную жизнь ведём для себя, воспринимая ближних как фон.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с описания совершенно парадоксальной ситуации. После убийства первомученика Стефана и последовавших за этим гонений ученики Христа пошли каждый в свою землю и продолжили проповедь. Учитывая же, что Стефана убили за проповедь иудеям, было бы понятно, если бы они стали проповедовать язычникам... Но, будучи свидетелями его гибели, они сразу продолжили его дело, потому что были исполнены не только беспокойством о своей личной судьбе, но и любовью к единоверцам. Впрочем, чем больше они проповедовали, тем яснее понимали, что любовь, к которой призывал их Христос, не может ограничиваться национальными барьерами и должна быть обращена ко всем. Иными словами, уверовав в Господа и стараясь смотреть на мир Его глазами, они не смогли быть безучастны к окружающим их людям, в которых увидели заблудших чад Божиих. И Сам Господь, по словам апостола, был в этой проповеди с ними. Подобный подход провёл явную черту между ними и иудеями, которые готовы были любить ближнего, но считали ближними только соплеменников.
Сегодня религиозная жизнь многими воспринимается как совершенно частное дело. Все верят или не верят во что хотят, по своему собственному усмотрению. Но тем, кто выбрал верить во Христа и доверять Ему, стоит помнить, что вместе с правильной верой и делами личного благочестия, важно правильное отношение к людям, не просто честное или справедливое, но небезразличное и участливое. Все, кто нас окружают, важны для Бога, и значит должны быть важны для каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер