Деян., 1 зач., I, 1-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Вознесения Господня. Вознесение — один из центральных христианских праздников, он завершает собой цикл так называемых Господских праздников, то есть тех церковных торжеств, которые повествуют о земном служении Господа нашего Иисуса Христа. О Вознесении мы можем прочитать как в Евангелии, так и в книге Деяний святых апостолов. Повествующий о Вознесении Господнем отрывок из 1-й главы апостольских Деяний звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
У каждого человека есть настолько глубокие убеждения и чаяния, которые крайне сложно поколебать или же изменить. Апостолы Христовы не были исключением, а потому они, несмотря на физическую близость к Воплощённому Богу, продолжали пребывать в плену своих чаяний: они полагали, что Христос должен дать Израилю свободу от римской оккупации. Если до Своего Воскресения Спаситель отвечал на такие ожидания по существу вопроса, и говорил, что Его миссия не имеет никакого отношения к земным царствам, то непосредственно перед Вознесением Господь не повторил сказанное ранее, Он сказал об ином: о том, чем должны заниматься Его ученики. Эти слова Христа легко понять и запомнить: ученики Христовы должны быть Его свидетелями, то есть должны и словами, и делами, и всей своей жизнью возвещать Христову победу над смертью.
Это повеление Спасителя, имея своим непосредственным адресатом апостолов, апостолами не ограничивается, оно представляет собой обязательную для исполнения всеми христианами заповедь. Каждый из нас должен быть тем человеком, через которого люди могли бы видеть Христа Воскресшего.
Нынешнее церковное торжество понуждает нас задуматься о том, исполняем ли мы эту Христову заповедь, и являемся ли такими людьми. Конечно, вряд ли кто-то сможет утвердительно ответить на этот вопрос в отношении самого себя, а потому интересно было бы попытаться понять, что же нам мешает исполнить Христово повеление.
Свидетельствовать всей своей жизнью о Христовом Воскресении может лишь тот человек, который познал истину Воскресения, тот, кому явился Христос так, как Он явился Своим апостолам. В Евангелии и в дальнейшей истории Церкви прослеживается ясная логика: Господь открывает Себя только тем, кто Его любит, именно поэтому первыми свидетелями Воскресения Христова стали бескорыстно любившие Спасителя жёны-мироносицы. Здесь неминуемо возникает вопрос: а как же можно полюбить Того, Кого мы не знаем? Ответ предсказуемо прост: Спаситель явил нам Себя в Евангелии и в сакральной жизни Церкви, читая Евангелие и исполняя Его заповеди, участвуя в таинствах церковных мы постепенно возрастаем в любви ко Господу, и это делает нас способными воспринять высшее откровение — явление Христа Воскресшего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Когда современный человек говорит о вере, он обычно подразумевает, что принимает некоторую информацию за истину, не проверив её опытно. При этом сама по себе информация, в которую верят, может никак не влиять на жизнь такого верующего. Но может ли христианин так верить? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Как мы воспринимаем человека, который начинает жить по каким-то своим правилам? Если они нарушают общественную жизнь, как преступника. Если кажутся нам странными и неоправданными, как чудака. Если мы понимаем его цель и считаем её значимой, как волевого и целеустремленного. При этом современный мир привык в своих оценках ориентироваться на то, что кажется объективным, научным. Объективные основания как будто бы делают всё проще, потому что доказывают нам пользу или вред того или иного действия или явления.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел пишет о делах закона и вере во Христа. Объяснить то, как они соотносятся, было для него очень важно, потому что сохранение закона в качестве условия спасения лишало смысла жертву Спасителя. Если можно спастись самому, просто исполняя закон, Христос в качестве спасителя оказывается не нужен. Но опыт жизни самих иудеев говорил о том, что исполнить закон невозможно. И, что ещё важнее, закон не соединяет человека с Богом, это возможно только через Христа, благодаря вере в Него. Впрочем, в таком подходе была другая опасность. Ведь, если человек говорил: «Я верю, что Христос меня спас, очистил и примирил с Богом», это ещё не значило, что он менял что-то в собственной жизни. И, судя по словам апостола, находились люди, которые называли себя верующими и продолжали грешить. Обращаясь к тем, кто позволил себе подобное совмещение, Павел показывает, к чему ведёт такой путь. Соединившись с Христом и продолжая грешить, человек как будто бы делал грешником и самого Спасителя. Но так как это было совершенно исключено, оставалось другое — такой человек возвращался в своё греховное состояние. Никого не заставляя и не обличая, апостол заводит речь о себе, чтобы каждый, кто решится, мог последовать за ним.
Не имея возможности исполнить весь закон, он умер для закона, но верой ожил для Бога. Он не верит больше в спасительность закона, но верит в спасительность любви Христовой. Иисус приходит и умирает на кресте, проявляя верность Отцу. Исполняя волю Божию о Себе, Христос исполнил волю Божию о каждом человеке. Своей верностью Богу, Он проложил путь верности для каждого человека. Павел убежден, что, вверив себя в руки Христа и решительно встав на путь исполнения воли Божией, он сам обретёт в Нём новую праведность, так что сможет сказать: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Речь совсем не о потере апостолом своей личности. Отнюдь. Но о том, что во Христе апостол обретает Того, в Чью помощь и поддержку может верить совершенно. И теперь, продолжая жить во плоти, то есть не став совершенно идеальным, не преодолев все свои немощи, апостол живёт не тем, что уверен в себе, но верой в Сына Божия, Который возлюбил его и умер для его спасения. Впрочем, возлюбил не только его и умер не только за него, но и за каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 19. Богослужебные чтения
Герой кинорежиссёра Алексея Балабанова — Данила Багров — был уверен, что сила в правде. Стоит отметить, что сам Данила правду понимал довольно специфично, но в целом был недалёк от истины. Сила, действительно, в правде — правде Божией. Об этом, в частности, говорится в псалме 19-м, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 19.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным.
5 Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
6 Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.
Псалом 19-й был написан в непростые для царя Давида и всего царства Израильского времена. На древний Израиль готовилось напасть огромное войско соседних языческих народов. И у Давида не было иного выбора, кроме как принять вызов и силой ответить на угрозу. Царь прекрасно понимал, что его войско значительно меньше, чем у неприятеля. Но Давид так же прекрасно понимал, что правда на его стороне. Ведь он не собирался ни с кем конфликтовать, не желал брать чужого. И народ древнего Израиля всё это прекрасно понимал и чувствовал.
И Давид в прозвучавшем псалме фиксирует молитву, которую обращают к Богу его подданные. О чём же просили Господа люди? Вот что мы слышим в псалме: «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева». Давид пишет о себе в третьем лице. День грядущей битвы он именует днём печали и просит Господа о помощи, понимая, что несёт ответственность за судьбу многих и многих людей. Перед битвой царь приходит в скинию — переносной храм-шатёр, в котором хранился ковчег завета. Так называлась главная святыня древнего Израиля. Перед ковчегом Давид молился. О том свидетельствуют следующие слова: «Да пошлёт тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твоё да соделает тучным».
От лица народа Давид указывает, что всем сердцем стремится к победе. Победе справедливой и честной. Ему не нужны чужие блага, он хочет защитить свою страну и свой народ. Вот что требуется его сердцу. Или читаем мы в псалме: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». И царь предвещает победу. Он чувствует, что Господь на его стороне, потому что сам Давид стремится исполнить правду не свою, а Божию. Он пишет: «Мы возрадуемся о спасении твоём и во имя Бога нашего поднимем знамя».
Эта часть псалма была составлена до сражения. А уже после Давид торжествует и благодарит Бога за победу. Совершенно неожиданно для всех — и для противников Давида, и для древних иудеев — немногочисленное войско древнего Израиля одержало верх. Сильный соперник оказался разгромлен. И радостный Давид пишет: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей». Причину победы царь видит в верности Господу. Хорошо, конечно, иметь сильных воинов, эффективное оружие. Но если ты не на стороне правды Божией, всё окажется тщетным. Или как читаем мы в псалме: «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо».
В конце псалма Давид, обращаясь к Богу, просит Его и в будущем не оставлять без помощи ни самого Давида, ни верных Господу людей: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Пусть эти слова и нас вдохновляют, укрепляют! Будем помнить, что Бог никогда не будет помогать лукавству, вставать на сторону нравственной нечистоты. И даже не надо тешить себя иллюзиями, что Господа можно обмануть. Нет, не получится. Бог только на стороне правды. Давайте же и мы будем за правду Божию держаться, чтобы с Господом радоваться и побеждать.
Псалом 19. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 19. (Церковно-славянский перевод)
Помощь семьям, столкнувшимся с диагнозом spina bifida
Благотворительный фонд «Спина бифида» — единственный фонд в России, который помогает детям и взрослым с врождённой патологией спинного мозга. Фонд оказывает психологическую, юридическую, адресную и медицинскую помощь, а также реализует системные проекты по изменению оказания медицинской помощи людям с орфанным заболеванием spina bifida (расщепление позвоночника) на уровне страны, обучая врачей и внедряя искусственный интеллект в диагностику.
В фонд «Спина бифида» можно обратиться уже на этапе постановки диагноза во время беременности и провести уникальную внутриутробную операцию по коррекции патологии у плода, что повышает шансы на рождение здорового ребёнка.
Приглашаем поддержать фонд и пациентов с редким заболеванием.

У Эдуарда и Марии из Иркутской области большая дружная семья. И недавно в ней появился пятый ребёнок — девочка Аня. Поначалу жизнь малышки находилась под угрозой. Ещё до рождения у ребёнка обнаружили порок развития позвоночника — спина бифида, и врачи настаивали на том, что Марии нужно прервать беременность. Такая патология приводит к серьёзным двигательным нарушениям и влияет на работу внутренних органов. В поисках хоть какой-то информации и решения родители Ани обратились в фонд «Спина бифида», который много лет помогает детям и беременным женщинам, столкнувшимся с таким диагнозом. Он предоставляет семьям информационную и психологическую помощь, а также организует медицинское сопровождение, консультации специалистов и не только. Сотрудники фонда рассказали супругам, что в Москве проводят уникальную бесплатную операцию. И она способна исправить порок развития позвоночника ещё до рождения ребёнка.
В скором времени Мария оказалась в столичном медицинском центре имени Кулакова. «С Божьей помощью всё прошло успешно!» — вспоминает мама. Благодаря поддержке фонда и работе врачей маленькая Аня вопреки всем прогнозам появилась на свет. И сегодня она находится дома среди братьев и сестёр. Девочка активно развивается, её жизнь полна любви и заботы.
История Ани и её семьи закончилась счастливо. Однако многие другие семьи только начинают этот трудный путь. Если кто-то из ваших близких или знакомых столкнулся с подобным диагнозом, вы можете посоветовать им обратиться за помощью в фонд «Спина бифида», где расскажут, чем можно помочь маме и ребёнку. А если вы хотите поддержать работу организации, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный внос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







