
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как приобрести такие важные душевные качества, как мир, покой и безмятежность? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Антиохия — это крупный культурный и торговый центр древнего мира, располагавшийся на юге территории современной Турции. Согласно сведениям историков, это был четвёртый по величине город Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаём, что в то же самое время, когда христианская Церковь разрасталась и крепла среди евреев в Палестине, проповедь о Христе зазвучала и в Антиохии.
И принесли её туда не апостолы. Книга Деяний рассказывает, что этими миссионерами были иноплеменники-язычники. Видимо, по своим делам они находились в Иерусалиме, услышали здесь проповедь апостолов, уверовали, крестились, а во время волны первых гонений на Церковь разошлись по всему свету, рассказывая о Христе и Евангелии другим язычникам. Так в Антиохии возникла община из верующих во Христа не иудейского происхождения.
Новость об этом взволновала Иерусалимских христиан. Ведь до этого момента подобного не случалось. Появилась целая община людей из иной культурной и религиозной среды. Эти люди не связаны ни с еврейским языком, ни с иудейской религией. Они не соблюдают обрядовый закон Моисеев, ни другие еврейские обычаи. Их интересует только Христос. Могут ли эти люди, которые сформировались в лоне греко-римской культуры, также называть себя христианами? Ведь до этого все последователи Христа были или этническими евреями или язычниками, которые приняли иудаизм и лишь потом вошли в Церковь. Многим верующим в Палестине это казалось дерзким нововведением. Одним словом — это был совершенно новый опыт для христианской Церкви. А всё новое естественно вызывает подозрение.
Именно поэтому в Антиохию направляется инспекция в лице апостола Варнавы. Варнава, как говорит Писание, был человек «добрый и исполненный Духа Святого и веры». Увидев лично, как обстоят дела в Антиохии, он не стал брюзжать, как чиновник-бюрократ, не стал искать подвох, не стал вредничать и торговаться, не стал выдвигать условия и ультиматумы, но он возрадовался. У него хватило духовной проницательности разглядеть за теми формами, которые в сознании иудеев не имели ничего общего с богодухновенной религией, мощное проявление подлинной веры в Бога. Благодаря этой открытости апостола возник прецедент, который в дальнейшем позволит апостолу Павлу обратить ко Христу весь языческий мир.
Повод задуматься, а как я веду себя по отношению к новому, необычному? Как я реагирую на инакомыслие? С ходу вступаю в спор, доказывая свою правоту, обвиняю, отрицаю, а если и соглашаюсь, то лишь для вида? Или же я готов слушать, присматриваться и, как минимум, не делать поспешных выводов? Ведь если то, что вызывает у меня неприятие, не от Бога, оно неизбежно зачахнет и умрёт. А если от Бога, то я сопротивляюсь по сути самой жизни. Дай же нам, Господи, рассудительности и мудрости не тратить впустую силы на бесплодную борьбу с людьми и обстоятельствами. Научи позволять окружающим оставаться такими, какие они есть, а событиям развиваться своим чередом. Нам же дай силы сосредоточиться на главном — на исполнении Твоих Евангельских заповедей по отношению к ближним. Чтобы дело Твоё совершалось, а в нашей душе поселились мир и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер