
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Возможно ли перерождение человека, превращение его из злодея в праведника? В литературе уж точно. Тут уместно вспомнить хотя бы героя рождественской повести Чарльза Диккенса — Эбенезера Скруджа. Существуют и иные, менее очевидные примеры. Евгений Онегин, превратившийся из повесы в зрелого человека. Но это всё литература. А вот с реальной историей всё сложнее. Хотя отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня во время Литургии, рассказывает нам о реальном преображении человека. Давайте послушаем.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Савл, чудесным образом изменивший свою жизнь, прибыл в Дамаск уже не гонителем Христа, а Его верным учеником. Савл тут же примкнул к дамасской общине христиан и стал горячо проповедовать учение Спасителя местным иудеям. Дамаск был в недоумении — все ожидали увидеть фанатичного раввина, а встретили вдохновенного апостола.
Местные иудеи первоначально не воспринимали Савла всерьёз, думали, что он просто сошёл с ума. Но увидев, что бывший гонитель не помутился рассудком и действительно проповедует Христа, они решили убить Савла — ведь благодаря его деятельности многие евреи присоединились к числу христиан. Савла предупредили о грядущем покушении. Он пытался покинуть Дамаск, но у ворот города ожидала засада.
В результате был разработан хитроумный план побега. Ночью местные христиане посадили Савла в большую корзину, которую спустили при помощи верёвок с крепостной стены Дамаска. Апостол Лука, автор книги Деяний, пишет, что Савл сразу же отправился из Дамаска в Иерусалим. Но в послании Савла или уже апостола Павла к жителям Галатии мы находим сведения, что сначала Савл отправился в Аравию или по-другому Набатею, столицей которой являлся таинственный, вырубленный прямо в скале город Петра.
Савл считал себя недостойным встретиться с апостолами Христа. Лишь через три года странствий и уединённых молитв Савл прибыл в Иерусалим и там сразу же прославился своей горячей проповедью Спасителя среди иудеев. Так же, как и в Дамаске, местные иудеи решили убить Савла. Поэтому он был направлен сначала в Кесарию, а затем в Тарс, где продолжил свою проповедническую деятельность, став одним из главных проповедников учения Иисуса Христа.
Пример апостола Павла не остался единичным. В истории христианства нам регулярно встречаются случаи поразительного преображения людей, когда они из лютых грешников превращались в праведников. Подобное, конечно же, не было возможным без участия благодати Божией. Но и без желания, стремления самого человека никакого преображения не состоялось бы.
Господь хочет, чтобы каждый из нас открыл для себя Его правду, пришел к пониманию истины. Но для этого нужно, чтобы сам человек желал бы найти правду Божию. И подчас без помощи со стороны, без подсказки, доброго и внимательного участия сделать это крайне сложно. Пусть же Господь вразумит и наставит нас, как верно свидетельствовать о Его вере окружающим, чтобы никого не оттолкнуть от Христа и Его Церкви, но, наоборот, стать проводниками для ближних в их поисках истины, воплотившейся в Господе Иисусе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема