Деян., 22 зач., IX, 19-31.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Возможно ли перерождение человека, превращение его из злодея в праведника? В литературе уж точно. Тут уместно вспомнить хотя бы героя рождественской повести Чарльза Диккенса — Эбенезера Скруджа. Существуют и иные, менее очевидные примеры. Евгений Онегин, превратившийся из повесы в зрелого человека. Но это всё литература. А вот с реальной историей всё сложнее. Хотя отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня во время Литургии, рассказывает нам о реальном преображении человека. Давайте послушаем.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Савл, чудесным образом изменивший свою жизнь, прибыл в Дамаск уже не гонителем Христа, а Его верным учеником. Савл тут же примкнул к дамасской общине христиан и стал горячо проповедовать учение Спасителя местным иудеям. Дамаск был в недоумении — все ожидали увидеть фанатичного раввина, а встретили вдохновенного апостола.
Местные иудеи первоначально не воспринимали Савла всерьёз, думали, что он просто сошёл с ума. Но увидев, что бывший гонитель не помутился рассудком и действительно проповедует Христа, они решили убить Савла — ведь благодаря его деятельности многие евреи присоединились к числу христиан. Савла предупредили о грядущем покушении. Он пытался покинуть Дамаск, но у ворот города ожидала засада.
В результате был разработан хитроумный план побега. Ночью местные христиане посадили Савла в большую корзину, которую спустили при помощи верёвок с крепостной стены Дамаска. Апостол Лука, автор книги Деяний, пишет, что Савл сразу же отправился из Дамаска в Иерусалим. Но в послании Савла или уже апостола Павла к жителям Галатии мы находим сведения, что сначала Савл отправился в Аравию или по-другому Набатею, столицей которой являлся таинственный, вырубленный прямо в скале город Петра.
Савл считал себя недостойным встретиться с апостолами Христа. Лишь через три года странствий и уединённых молитв Савл прибыл в Иерусалим и там сразу же прославился своей горячей проповедью Спасителя среди иудеев. Так же, как и в Дамаске, местные иудеи решили убить Савла. Поэтому он был направлен сначала в Кесарию, а затем в Тарс, где продолжил свою проповедническую деятельность, став одним из главных проповедников учения Иисуса Христа.
Пример апостола Павла не остался единичным. В истории христианства нам регулярно встречаются случаи поразительного преображения людей, когда они из лютых грешников превращались в праведников. Подобное, конечно же, не было возможным без участия благодати Божией. Но и без желания, стремления самого человека никакого преображения не состоялось бы.
Господь хочет, чтобы каждый из нас открыл для себя Его правду, пришел к пониманию истины. Но для этого нужно, чтобы сам человек желал бы найти правду Божию. И подчас без помощи со стороны, без подсказки, доброго и внимательного участия сделать это крайне сложно. Пусть же Господь вразумит и наставит нас, как верно свидетельствовать о Его вере окружающим, чтобы никого не оттолкнуть от Христа и Его Церкви, но, наоборот, стать проводниками для ближних в их поисках истины, воплотившейся в Господе Иисусе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.