Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. У меня есть друг на приходе, который — не поверите! — своими руками построил яхту. Самую настоящую — с огромной мачтой для паруса, местом для сна, всеми прочими необходимыми удобствами! И всё — своими руками! Когда яхта уже обрела вполне «корабельный» вид, в воздухе повис вопрос: а как назвать-то? Оказалось, подобрать имя для такого «детища», дело ой какое непростое! Почему-то сразу вспомнился мультфильм «Капитан Врунгель» — помните, как названная «Победой» гоночная яхта, очень быстро сменила название на «Беду» — вот уж точно, чего не хотелось бы получить!
Сегодня в православных храмах за богослужением читается отрывок из 11-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором повествуется о том, как и почему последователи Иисуса подобрали себя имя христиане. И в этом процессе — как, впрочем, и в любом подбирании имени — есть свои неочевидные секреты. Давайте внимательно послушаем!
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Казалось бы, в названии самих себя «христианами» на первый взгляд нет никакой интриги. Последователи Будды — буддисты, Магомета — магометане, Зороастра — зороастрийцы и так далее. Но если мы внимательно слушали чтение, несложно было заметить: речь вообще не идёт об учении как таковом: похоже, ранних христиан куда больше волновали другие вопросы, из иной области. Наиболее ярко это выражено в одном из стихов: «И была рука Господня с ними». Что это значит — и какая связь с именованием «христианами»?
Приведу такой пример. Ещё в конце 90-х годов, затеяв стройку дома, мне пришлось обивать пороги разных инстанций для получения разрешений. Дело не клеилось, и я был на грани отчаяния. Все словно ополчились против меня: любая мелкая ошибка в документах или просто неточность оказывались критическими. И тут случайно вдруг я узнаю, что один из прихожан моего храма работает на небольшой, но административной должности в мэрии. Он с радостью вызвался помочь — и тут я на деле понял, что значит «невидимая рука» за твоей спиной! Те же самые люди вдруг стали предупредительно-учтивыми, сами были готовы внести любые нужные изменения, уже не я бегал от одной двери к другой, но большая часть работы делалась ими самостоятельно. И тут-то я глубоко выдохнул: мои мытарства закончились!
«Рука Господня», о которой говорится в книге Деяний, — нечто несоизмеримо большее, чем протекция члена администрации: речь идёт о реальной близости Христа, Его постоянном живом участии в буднях раннехристианских общин в разных местах. Именно это и было самым ярким событием в жизни тех, кто уверовал в Иисуса как Мессию и Спасителя. Христос для них не был «источником вероучительных и нравоучительных истин» — Он Сам был «путём, истиной и жизнью» — ежедневно подтверждая Свою близость, Свою доступность, очевидность действия Его Святого Духа в уверовавших. И эти люди чётко осознавали: если Христос постоянно с ними — как ещё называться, как не — Христовыми, то есть — христианами?
Христианин — это не тот, кто вызубрил наизусть катехизис и знает ответы по нему на любые вопросы. Христианин — это тот, кто на собственном опыте познал, что такое — «рука Господня» с тобой — рука, которая не всегда бывает только нежной и ласковой, но бывает и строгой, наказующей и вразумляющей!
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!