Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 29 зач., XII, 1-11.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У Церкви есть некоторые инструменты, которые позволяют сделать очень многое, в том числе и явное чудо. Один из таких инструментов — совместная молитва, она способна в прямом смысле творить чудеса. Об одном таком чуде можно услышать в 12-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой сегодня читается в православных храмах.

Глава 12.

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,

2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,

и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Династия Иродов, управлявшая Израилем две тысячи лет назад, не была еврейской династией, а потому эти люди ради укрепления своей власти эпизодически пытались предпринимать действия, которые мы сегодня назвали бы популистскими. К примеру, Ирод Великий осуществил масштабную реконструкцию Иерусалимского Храма, а его внук Ирод Агриппа I ради угождения иудеям сначала убил апостола Иакова, а потом на волне одобрения этого убийства заключил под стражу апостола Петра с очевидным намерением и его предать казни.

Иерусалимские христиане прекрасно понимали, к чему идёт дело, но у них не было никакого силового или же административного ресурса, чтобы воспрепятствовать планам Ирода Агриппы. У них была только вера во Христа и молитва. Этим они и воспользовались: «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нём Богу» (Деян. 12:5).

У святителя Иоанна Златоуста есть совершенно замечательные слова об этой молитве иерусалимских христиан: «Эта молитва — знак любви. Все молились об отце, кротком отце. [...] Они не возмущались, не производили смут, но обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице. Не говорили: я не велик и напрасно стал бы молиться о нём; они делали по любви и потому ничего такого не помышляли».

Святитель Иоанн очень проницательно подметил, что зачастую мы полагаем, будто бы наша молитва слаба и незначительна, что она не доходит до Бога, а потому и не имеем в ней усердия, но если есть любовь и понимание того, что нет никакого иного средства, то для таких мыслей не остаётся ни времени, ни места. В таком случае молитва изливается как совершенно естественное и вместе с этим единственно необходимое действие. Многовековой опыт Церкви свидетельствует, что такая молитва способна на очень многое, и потому ни в коем случае не стоит ей пренебрегать, в ней стоит искать опору и надежду, невзирая на те сомнения, которые вселяет в нас наша в высшей степени рациональная эпоха.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем