Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 24 зач., X, 1-16.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Что первично: вера или дела веры? Простого и односложного ответа на этот вопрос не существует, и нам не дано знать, какими путями приходит к человеку вера в Бога, но мы знаем, что между верой и делами веры существует неразрывная связь, которую нельзя назвать линейной, Священное Писание говорит об этой связи через различные примеры. Один из таких примеров мы находим в 10-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в храмах во время божественной литургии.

Глава 10.

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем

и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Из рассказа книги Деяний можно сделать вывод о том, кем именно был Корнилий: он был римским военным, который нёс свою службу на территории современного Израиля. Сам по себе факт того, что Корнилий был римским военнослужащим равняет его с прочими римскими легионерами, которым на страницах Нового Завета отведена весьма незавидная роль: руками этих людей Господь Иисус Христос был сначала подвергнут бичеваниям и издевательствам, а потом эти же люди Его распяли. Римские легионеры были тем инструментом, которым воспользовались иудейские старейшины для убийства Христа. Кажется, что эти люди — последние, от кого можно было бы ждать чего-то доброго, но оказывается, что не всё так просто: Корнилий, как о том свидетельствует книга Деяний, был человеком благочестивым и чтущим Бога, что выражалось в его милосердии и молитве.

У нас нет достаточной информации, чтобы понять, каким образом Корнилий пришёл к вере в Бога, возможно, сказалось его служба среди израильтян, которые, несмотря на все свои особенности, были хранителями веры в Единого Истинного Бога. Впрочем, не так важен путь к вере, как её проявления, ведь именно проявление веры вовне свидетельствует о том, что вера живёт и действует в человеке, по этой причине апостол Иаков и написал в своём Послании, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). У Корнилия были всем известные дела веры, а потому-то он и удостоился ангельского посещения, благодаря которому он понял, какие ему необходимо предпринять шаги для того, чтобы его вера стала совершенной и спасительной. Корнилий, как о том сказал один из древних толкователей, «верой пришёл к делам, а делами был укреплён в вере».

Эта формулировка прекрасна тем, что она даёт ответ на один из довольно часто встречающихся вопросов духовной жизни: как поступать, если в самом себе ощущается оскудение веры? Ответ мы получаем из истории Корнилия: если его вера получила укрепление через дела, то и вера любого другого человека обретает новую силу тем же самым путём — делами веры, то есть надо поступать так, как мы поступали бы в том случае, если бы не чувствовали оскудение веры. При таком подходе со временем происходит нечто подобное тому, что произошло с Корнилием, — Бог Сам, видя выраженное в делах искреннее стремление человека, восполняет недостаток веры и, более того, придаёт вере новую силу и крепость.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем