
Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Что первично: вера или дела веры? Простого и односложного ответа на этот вопрос не существует, и нам не дано знать, какими путями приходит к человеку вера в Бога, но мы знаем, что между верой и делами веры существует неразрывная связь, которую нельзя назвать линейной, Священное Писание говорит об этой связи через различные примеры. Один из таких примеров мы находим в 10-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в храмах во время божественной литургии.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Из рассказа книги Деяний можно сделать вывод о том, кем именно был Корнилий: он был римским военным, который нёс свою службу на территории современного Израиля. Сам по себе факт того, что Корнилий был римским военнослужащим равняет его с прочими римскими легионерами, которым на страницах Нового Завета отведена весьма незавидная роль: руками этих людей Господь Иисус Христос был сначала подвергнут бичеваниям и издевательствам, а потом эти же люди Его распяли. Римские легионеры были тем инструментом, которым воспользовались иудейские старейшины для убийства Христа. Кажется, что эти люди — последние, от кого можно было бы ждать чего-то доброго, но оказывается, что не всё так просто: Корнилий, как о том свидетельствует книга Деяний, был человеком благочестивым и чтущим Бога, что выражалось в его милосердии и молитве.
У нас нет достаточной информации, чтобы понять, каким образом Корнилий пришёл к вере в Бога, возможно, сказалось его служба среди израильтян, которые, несмотря на все свои особенности, были хранителями веры в Единого Истинного Бога. Впрочем, не так важен путь к вере, как её проявления, ведь именно проявление веры вовне свидетельствует о том, что вера живёт и действует в человеке, по этой причине апостол Иаков и написал в своём Послании, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). У Корнилия были всем известные дела веры, а потому-то он и удостоился ангельского посещения, благодаря которому он понял, какие ему необходимо предпринять шаги для того, чтобы его вера стала совершенной и спасительной. Корнилий, как о том сказал один из древних толкователей, «верой пришёл к делам, а делами был укреплён в вере».
Эта формулировка прекрасна тем, что она даёт ответ на один из довольно часто встречающихся вопросов духовной жизни: как поступать, если в самом себе ощущается оскудение веры? Ответ мы получаем из истории Корнилия: если его вера получила укрепление через дела, то и вера любого другого человека обретает новую силу тем же самым путём — делами веры, то есть надо поступать так, как мы поступали бы в том случае, если бы не чувствовали оскудение веры. При таком подходе со временем происходит нечто подобное тому, что произошло с Корнилием, — Бог Сам, видя выраженное в делах искреннее стремление человека, восполняет недостаток веры и, более того, придаёт вере новую силу и крепость.
«Патриаршество святителя Тихона Московского». Священник Сергий Иванов

У нас в студии был научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов.
Разговор шел о периоде патриаршества святителя Тихона Беллавина, о многочисленных вызовах переломного времени, с которыми ему пришлось столкнуться, и о том, как складывались его взаимоотношения с новой советской властью.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона. (эфир 19.05.2025)
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке. (эфир 20.05.2025)
Третья беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена истории избрания Патриарха Тихона. (21.05.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«От предпринимателя до священника». Протоиерей Георгий Завершинский

Гостем рубрики «Вера и дело» был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили с нашим гостем о его пути от предпринимательства к священническому служению, а также о том, как различается отношение к экономике в протестантской и православной христианских традициях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Подарки Северного ветра

Жила-была старая женщина, и был у неё сын. Женщина была совсем слабая, больная, и приходилось мальчику ходить в амбар за мукой.
Пошёл он однажды за мукой, и только вышел из амбара, как, откуда ни возьмись, налетел Северный ветер, отнял у него муку и умчался прочь. Снова пошел мальчик в амбар, и опять повторилась такая же история, а потом и в третий раз. Подумал мальчик, что нехорошо поступает Северный ветер, и решил с ним поговорить.
Отправился он в путь, а дорога на север была долгая. Шёл он, шёл и пришёл, наконец, к Северному ветру.
— Пришёл я просить, чтобы ты вернул муку, которую у меня отнял, — сказал мальчик. — Мы с матушкой люди не богатые, а ты у нас последнее отнимаешь. Как бы нам из-за тебя с голоду не умереть.
Стыдно стало Северному ветру, он и говорит в ответ:
— Я с тобой просто поиграть хотел. Не знал я про вашу нужду. Нет у меня муки, разлетелась она во все стороны, но ты не горюй. Возьми в подарок от меня волшебную скатерть. Стоит тебе её расстелить и сказать: «Угощай!» — и будет на столе всё, что твоей душе угодно.
Обрадовался мальчик, взял скатерть и отправился домой, а по дороге зашёл переночевать на постоялый двор. Расстелил там на столе свою скатерть, произнёс: «Угощай!», и на столе появились всевозможные кушанья, которыми он всех постояльцев досыта накормил.
Все хвалили скатерть-самобранку, но больше всего она понравилась хозяину постоялого двора. Ведь как удобно! Не надо ни жарить, ни варить, ни на стол накрывать, ни со стола убирать, только деньги считай, да в сундук складывай. И вот ночью, когда все заснули, хозяин взял скатерть, которую мальчику Северный ветер дал, а вместо неё положил обычную.
Отправился поутру мальчик в путь и не заметил подмены. А когда домой пришёл и развернул перед матерью скатерть-самобранку, на столе даже чёрствой корочки не появилось.
Отправился мальчик опять к Северному ветру. Пришёл и говорит:
— Отдавай мне муку, которую ты у меня отнял. Скатерть твоя никуда не годится, а мы с матушкой не хотим из-за твоих шуток голодать.
Понял Северный ветер, что обманули мальчика, стал обо всём расспрашивать, а потом говорит:
— Нет у меня муки. Возьми в подарок эту скалку. Скажи ей: «Угощай!» — и увидишь, что будет.
Снова по пути зашёл мальчик на постоялый двор. Увидел хозяин, что тот снова какую-то вещь от Северного ветра принёс, стал просить проверить её волшебство.
— Угощай! — сказал мальчик.
Скалка подскочила, и принялась хозяина трактира колотить. Тот стал от неё уворачиваться, через скамьи и столы прыгать, а потом не выдержал, и закричал:
— Хватит! Отдам я тебе твою скатерть!
С тех пор мальчик с матерью жили — не тужили, ни разу голодными не были. А хозяину трактира и другим наука: как обман ни прячь, а правда всё равно его наружу выведет.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки