
Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Трудно переоценить роль, которую в сегодняшней цивилизации играют деньги. Сложно спорить с тем, что они решают многие проблемы нашей жизни, и всё же сама жизнь постоянно напоминает нам, что главных проблем с помощью денег не решить. В отрывке из 8 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением, мы слышим о попытке подкупить Бога и о том, что из этого вышло. Давайте его послушаем.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Итак, после проповеди апостола Филиппа в Самарийской стране туда пришли апостолы Пётр и Иоанн и через возложение рук подавали ученикам Духа Святого. Их действия были продолжением того сошествия Духа, которое они сами пережили в день Пятидесятницы. Дух просвещал каждого и в каждом открывал тот дар, которым он мог служить братьям и сёстрам, той общине, в которой он жил.
Но чего же от апостолов Петра и Иоанна хотел Симон? Может быть, он хотел, чтобы Бог раскрыл его дар и помог бы ему чистосердечно и искренне послужить самарянам, среди которых жил всё это время? Вместе с которыми он получил крещение от апостола Филиппа и мог получить Духа от других апостолов? И ведь для этого не нужно было никаких денег. Но Симон пришёл к Петру и Иоанну не за этим. Он принёс им деньги и сформулировал свою просьбу предельно чётко: дайте мне власть, чтобы на кого я возложу руки, на того и сходил бы Дух Святой.
Нередко люди воспринимают деньги как опосредованную власть. За деньги покупают время, силы, ресурсы и многое, многое другое. И человек, который обладает деньгами, ощущает в своих руках власть этих денег. Впрочем, жизнь периодически напоминает нам, что ни счастья, ни здоровья, ни вечной молодости, ни тем более вечной жизни за деньги не купишь. Временное облегчение да, но не вечное блаженство. Может быть, это ощущение, что даже с огромными деньгами всего не купишь, хоть сколько-нибудь ограничивает деятельность падшего человека, ведь иначе в разрушительной и эгоистической деятельности его вообще было бы не остановить. Мы можем быть сколько угодно самоуверенными, но в жизни каждого без исключения наступают моменты, когда он понимает свою ограниченность и либо печалится, если он атеист, либо предаёт себя в руки всемогущего Бога.
Чего же захотел Симон? Власть подавать людям Духа Святого, то есть власть управлять Духом Святым, и самим Богом. Может быть, он не понимал толком, о Ком идёт речь, но власть над духовным миром ему была очень нужна, потому что она давала ему власть над миром людей.
Однако апостолы не распоряжались Духом Святым, они служили Богу и, будучи носителями Духа, передавали Его другим. Симон же был порабощён и скован жаждой власти, что помешало ему видеть истинные цели веры, которую он принял. Примечательно, что апостол Пётр не говорит ему: «молись, может быть Бог над тобой смилостивится», но говорит: «может быть, отпустится тебе помысл твоего сердца». То есть дело не в том, что Бог оскорблён его намерением, а в том, что он сам оказался пленён страстью. И эта страсть, и стремление к власти не позволяли ему принять Духа. Ведь Дух Святой не есть Дух власти и подчинения себе других, но Дух любви и служения.
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема