Деян., 8 зач., III, 11-16.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Чтение Священного Писания помогает нам не только ощутить специфику времени, когда непосредственно происходили события из библейской истории, но и лучше понять день сегодняшний. Прежде всего — отделить истинное дело Божие от лукавой маскировки греха при помощи религиозных средств. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из третьей главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня утром в православных храмах во время богослужения.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Вплоть до 70 года первого века христиане Палестины, принадлежавшие к еврейскому народу, наряду с совершением Евхаристии посещали богослужения, проходившие в храме Соломона — главном и единственном святилище Ветхого Завета. В числе регулярно бывавших в Иерусалимском храме христиан были и апостолы (ученики Христа). Они приходили в храм не только для молитвы, но и для того, чтобы почтить память Спасителя, Который в годы Своей земной жизни часто собирал учеников для беседы в так называемом Притворе Соломона. Притвором Соломона называлась крытая галерея с восточной стороны двора храма. Крышу галереи поддерживали четыре ряда колонн. Притвор Соломона, как и прочие пристенные галереи, появился благодаря реконструкции храмового комплекса, осуществленной по приказу царя Ирода.
Ирод, вошедший в историю как гонитель Христа и детоубийца, был также украсителем Иерусалима и реконструктором архитектурного величия Храма Соломона. По приказу Ирода и здание храма, и его двор приобрели многочисленные украшения. Например, двери храма и почти все внутренние ворота храмового двора были покрыты серебром или золотом. Храмовый комплекс поражал своим величием каждого — и иудея, и чужеземца. Но как бы ни старался Ирод украшать святилище Божие, люди всё равно считали его узурпатором и великим грешником. Потому что прекрасно знали о преступлениях царя и его порочных сыновей.
Но вернемся к описанию Иерусалимского храма, где происходили события, о которых мы слышим в сегодняшнем чтении. У внешних основных ворот храмового двора, которые именовались Золотыми, а также Прекрасными или в славянском именовании «Красными», собирались многочисленные калеки и нищие, просившие подаяний. О чудесном исцелении одного из них и повествуется в прозвучавшем чтении из книги Деяний. Несчастный избавился от хромоты по молитвам апостолов Петра и Иоанна. После чудесного выздоровления калеки апостолы отправились в Притвор Соломона. Поражённый чудом народ последовал за учениками Христа. Апостол Пётр, видя собравшуюся толпу, посчитал, что появилась удобная возможность для проповеди. Пётр бесстрашно обратился к иудеям и прямо заявил им, что чудо исцеления калеки было совершено не по причине святости или благочестия апостолов, а исключительно благодатной силой Иисуса Христа.
Апостол Пётр, продолжая свою речь, говорил также и о том, что Христос — это обещанный пророками Ветхого Завета Спаситель, Которого иудеи, к сожалению, не только не приняли, но и отправили на крестную казнь. Даже язычник римский правитель Понтий Пилат, замечал Пётр, понимал невиновность Христа и хотел Его отпустить. Однако давление толпы вынудило его принять решение о казни Спасителя и помиловании разбойника Вараввы. Но свершилось чудо — Христос, умерев, воскрес и победил смерть. О воскресении Спасителя Пётр говорит как о событии, известном каждому жителю Палестины, и ещё раз повторяет, что чудо исцеления калеки было совершено благодатной силой Христа. Как и любое другое истинное чудо, происходящее в Православной Церкви вплоть до наших дней.
Прозвучавшее чтение напоминает нам, что все по-настоящему добрые и светлые поступки, совершаемые нами, происходят благодаря, во-первых, содействию Божию. А во-вторых, при нашем личном стремлении исполнить заповедь Господню. В основании доброго поступка должно находиться обращённое к Богу сердце, стремящееся очиститься от порока и обрести святость. Только в этом случае сотворённая милость будет не какой-то фикцией, а по-настоящему богоугодным делом.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал