Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Древней Церкви всё было относительно просто: плоды дара Духа Святого были понятны и очевидны. Те, кто крестился христианским крещением, а затем получал дар Святого Духа через наложение рук апостолов, явным образом ощущали случившуюся в них перемену, в частности, с ними происходило нечто, подобное тому, о чём было сказано в нынешнем отрывке книги Деяний святых апостолов: эти люди начинали «говорить иными языками и пророчествовать». В наше время никто не накладывает рук на головы новокрещёным, но у нас существует таинство миропомазания, которое по своей сути является эквивалентом апостольского наложения рук, в таинстве миропомазания также подаются дары Святого Духа, но после этого люди, как правило, не могут сказать о себе самих, что они ощутили в себе какую-то значительную и очевидную перемену. Естественно, что такое положение дел не может не вызывать вопросы, самый главный из которых можно сформулировать так: «Имеют ли церковные таинства крещения и миропомазания ту же самую силу, которую они имели в первом веке христианства?» Также естественно и то, что Церковь ответит на этот вопрос утвердительно: «Да, сила таинств не изменилась». Изменилось нечто иное, а именно дары Святого Духа и наше к ним отношение.
Древней Церкви в силу её уникального положения требовались уникальные же дарования, такие, которые были бы очевидны абсолютно всем, в книге Деяний святых апостолов мы неоднократно встречаем упоминание дарований, без которых не было бы возможным активное распространение Евангелия: это не только способность понимать множество иностранных языков и дар пророчества, это, в первую очередь, способность исцелять больных, способность совершенно невероятная, к примеру, в 5-й главе книги Деяний есть рассказ о том, что целительным свойством обладала даже тень апостола Петра, и страдающие различными недугами люди пытались сделать так, чтобы попасть в область тени апостола. К числу необычайных дарований Древней Церкви можно отнести и невероятную силу проповеди апостолов, которая совершенно несопоставима с нашими слабыми и неубедительными словами. Было и много иного, такого, что не встречается уже в следующем поколении христиан. В столь сильных и явных проявлениях силы Духа Святого попросту отпала необходимость, во-первых, потому что христианство уже распространилось в достаточной степени, а во-вторых, по причине того, что человек имеет свойство привыкать абсолютно к чему угодно, так, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам есть рассказ о людях, которые дары Духа Святого сделали предметом конкуренции между собой, а это, конечно же, абсолютно недопустимо с духовной точки зрения.
Сегодня подаваемые Духом Святым дары, как правило, имеют иные свойства и выражения, такие, которые не подразумевают какую-либо конкуренцию или же надменность со стороны тех, кто ими обладает. Самый главный из даров Духа Святого в современной Церкви — это дар любви, он проявляет себя в терпимости к другим и в желании оказывать окружающим посильную помощь. Но, как и вообще любое дарование, дар любви нуждается в постоянной поддержке и актуализации через соответствующие этому дару действия. Очень хочется надеяться, что мы — христиане — сможем сделать этот наш общий дар Духа Святого таким же очевидным для всех людей, какими были дары Духа Святого в Древней Церкви.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.