
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Древней Церкви всё было относительно просто: плоды дара Духа Святого были понятны и очевидны. Те, кто крестился христианским крещением, а затем получал дар Святого Духа через наложение рук апостолов, явным образом ощущали случившуюся в них перемену, в частности, с ними происходило нечто, подобное тому, о чём было сказано в нынешнем отрывке книги Деяний святых апостолов: эти люди начинали «говорить иными языками и пророчествовать». В наше время никто не накладывает рук на головы новокрещёным, но у нас существует таинство миропомазания, которое по своей сути является эквивалентом апостольского наложения рук, в таинстве миропомазания также подаются дары Святого Духа, но после этого люди, как правило, не могут сказать о себе самих, что они ощутили в себе какую-то значительную и очевидную перемену. Естественно, что такое положение дел не может не вызывать вопросы, самый главный из которых можно сформулировать так: «Имеют ли церковные таинства крещения и миропомазания ту же самую силу, которую они имели в первом веке христианства?» Также естественно и то, что Церковь ответит на этот вопрос утвердительно: «Да, сила таинств не изменилась». Изменилось нечто иное, а именно дары Святого Духа и наше к ним отношение.
Древней Церкви в силу её уникального положения требовались уникальные же дарования, такие, которые были бы очевидны абсолютно всем, в книге Деяний святых апостолов мы неоднократно встречаем упоминание дарований, без которых не было бы возможным активное распространение Евангелия: это не только способность понимать множество иностранных языков и дар пророчества, это, в первую очередь, способность исцелять больных, способность совершенно невероятная, к примеру, в 5-й главе книги Деяний есть рассказ о том, что целительным свойством обладала даже тень апостола Петра, и страдающие различными недугами люди пытались сделать так, чтобы попасть в область тени апостола. К числу необычайных дарований Древней Церкви можно отнести и невероятную силу проповеди апостолов, которая совершенно несопоставима с нашими слабыми и неубедительными словами. Было и много иного, такого, что не встречается уже в следующем поколении христиан. В столь сильных и явных проявлениях силы Духа Святого попросту отпала необходимость, во-первых, потому что христианство уже распространилось в достаточной степени, а во-вторых, по причине того, что человек имеет свойство привыкать абсолютно к чему угодно, так, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам есть рассказ о людях, которые дары Духа Святого сделали предметом конкуренции между собой, а это, конечно же, абсолютно недопустимо с духовной точки зрения.
Сегодня подаваемые Духом Святым дары, как правило, имеют иные свойства и выражения, такие, которые не подразумевают какую-либо конкуренцию или же надменность со стороны тех, кто ими обладает. Самый главный из даров Духа Святого в современной Церкви — это дар любви, он проявляет себя в терпимости к другим и в желании оказывать окружающим посильную помощь. Но, как и вообще любое дарование, дар любви нуждается в постоянной поддержке и актуализации через соответствующие этому дару действия. Очень хочется надеяться, что мы — христиане — сможем сделать этот наш общий дар Духа Святого таким же очевидным для всех людей, какими были дары Духа Святого в Древней Церкви.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема