Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В жизни любого человека бывают ситуации, в которых совершенно чужие и даже априори враждебные люди оказываются ближе, чем те, кого можно назвать своими и близкими. Такое случалось и в жизни апостола Павла. Для него своими, и Павел это неоднократно подчёркивал, были иудеи, о них он искренне переживал и горячо молился, а себя самого он называл евреем от евреев (Флп. 3:5) и фарисеем сыном фарисея (Деян. 23:6).
Иудеи тоже воспринимали апостола Павла как своего, но продолжалось это ровно до того момента, пока им не стало известно, что Павел начал проповедовать Христа Воскресшего, после этого происхождение Павла и его принадлежность к фарисеям перестали быть тем, что могло оправдать и защитить Павла, напротив, это послужило к ещё большему осуждению и привело к нарушению процедуры суда над апостолом.
Такое тоже часто случается и всем нам интуитивно понятно: мы способны говорить с чужими людьми спокойно и уважительно, но с теми нашими близкими, которые по каким-то причинам не разделяют наших убеждений, сохранять спокойствие значительно сложнее.
Впрочем, апостол Павел умел с одинаковой доброжелательностью говорить с любым человеком, а вот его соплеменники были людьми иного свойства: Павла они принимали лишь до той поры, пока он не уверовал во Христа, став христианином, апостол превратился в их глазах в злейшего врага, для уничтожения которого хороши были любые средства. И они бы сделали это, если бы не римская оккупация Иудеи. Как и в случае с судом над Христом Спасителем, иудеи были вынуждены считаться с совершенно чуждым для них государственным законом Римской империи, которая лишила их права выносить смертные приговоры, они должны были каким-то образом согласовывать решения своего суда с римскими властями.
Иногда это получалось сделать — Господа Иисуса Христа к смерти приговорила как раз римская власть, но в случае с апостолом Павлом ситуация была иной, ведь Павел, в отличие от Христа, не обладал таким влияниям на общество и, с точки зрения римлян, Павел говорил какую-то нелепицу, они видели в нём не совсем здорового человека, что, конечно же, не могло являться причиной вынесения смертного приговора. Дальше в книге Деяний святых апостолов будет приведена реакция римского прокуратора Иудеи Порция Феста на слова Павла о Воскресении Христовом, реакция эта такова: «Безумствуешь ты, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия» (Деян. 26:24). Кроме того, Павел, опять же в отличие от Христа Спасителя, был римским гражданином, а поэтому он мог требовать высшего суда — у императора. Именно это и сделал апостол, прокуратор Фест вынужден был удовлетворить его требование.
В конечном итоге Павел будет оправдан, его миссия продолжится.
Несмотря на оптимистичный финал всей этой истории, она весьма печальна. Грустно и трагично, что те люди, которые были для апостола Павла своими, его соплеменники и единоверцы, превратились во врагов апостола. Ведь если бы они сделали над собой усилие, если бы они не перестали считать Павла своим, то дальнейшая мировая история развивалась бы по совсем иному сценарию, в ней было бы, как минимум, меньше жертв, меньше споров и меньше несправедливости. А при более оптимистичном прогнозе всё человечество смогло бы сейчас славить Христа Воскресшего единым сердцем и едиными устами.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница