
Апостолы
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В жизни любого человека бывают ситуации, в которых совершенно чужие и даже априори враждебные люди оказываются ближе, чем те, кого можно назвать своими и близкими. Такое случалось и в жизни апостола Павла. Для него своими, и Павел это неоднократно подчёркивал, были иудеи, о них он искренне переживал и горячо молился, а себя самого он называл евреем от евреев (Флп. 3:5) и фарисеем сыном фарисея (Деян. 23:6).
Иудеи тоже воспринимали апостола Павла как своего, но продолжалось это ровно до того момента, пока им не стало известно, что Павел начал проповедовать Христа Воскресшего, после этого происхождение Павла и его принадлежность к фарисеям перестали быть тем, что могло оправдать и защитить Павла, напротив, это послужило к ещё большему осуждению и привело к нарушению процедуры суда над апостолом.
Такое тоже часто случается и всем нам интуитивно понятно: мы способны говорить с чужими людьми спокойно и уважительно, но с теми нашими близкими, которые по каким-то причинам не разделяют наших убеждений, сохранять спокойствие значительно сложнее.
Впрочем, апостол Павел умел с одинаковой доброжелательностью говорить с любым человеком, а вот его соплеменники были людьми иного свойства: Павла они принимали лишь до той поры, пока он не уверовал во Христа, став христианином, апостол превратился в их глазах в злейшего врага, для уничтожения которого хороши были любые средства. И они бы сделали это, если бы не римская оккупация Иудеи. Как и в случае с судом над Христом Спасителем, иудеи были вынуждены считаться с совершенно чуждым для них государственным законом Римской империи, которая лишила их права выносить смертные приговоры, они должны были каким-то образом согласовывать решения своего суда с римскими властями.
Иногда это получалось сделать — Господа Иисуса Христа к смерти приговорила как раз римская власть, но в случае с апостолом Павлом ситуация была иной, ведь Павел, в отличие от Христа, не обладал таким влияниям на общество и, с точки зрения римлян, Павел говорил какую-то нелепицу, они видели в нём не совсем здорового человека, что, конечно же, не могло являться причиной вынесения смертного приговора. Дальше в книге Деяний святых апостолов будет приведена реакция римского прокуратора Иудеи Порция Феста на слова Павла о Воскресении Христовом, реакция эта такова: «Безумствуешь ты, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия» (Деян. 26:24). Кроме того, Павел, опять же в отличие от Христа Спасителя, был римским гражданином, а поэтому он мог требовать высшего суда — у императора. Именно это и сделал апостол, прокуратор Фест вынужден был удовлетворить его требование.
В конечном итоге Павел будет оправдан, его миссия продолжится.
Несмотря на оптимистичный финал всей этой истории, она весьма печальна. Грустно и трагично, что те люди, которые были для апостола Павла своими, его соплеменники и единоверцы, превратились во врагов апостола. Ведь если бы они сделали над собой усилие, если бы они не перестали считать Павла своим, то дальнейшая мировая история развивалась бы по совсем иному сценарию, в ней было бы, как минимум, меньше жертв, меньше споров и меньше несправедливости. А при более оптимистичном прогнозе всё человечество смогло бы сейчас славить Христа Воскресшего единым сердцем и едиными устами.
707 человек получили помощь фонда «Ясное дело», пусть добрых историй будет больше

Супруги Надежда Ильинична и Александр Петрович живут в любви и согласии вот уже 43 года и все невзгоды преодолевают вместе. У них свой дом, где чисто, тепло и светло, на стенах развешаны иконы, на столе постелена новая скатерть и лежат сладости к чаю. А ведь ещё недавно такая жизнь казалось им недоступной.
Пару лет назад им пришлось оставить родное село в зоне боевых действий и отправиться в Луганскую Народную Республику. В первые дни после эвакуации пенсионеры ночевали в одной из школ, в спортзале, а потом их устроили в общежитие. Там было сыро и холодно, от переживаний у Надежды Ильиничны случился инсульт. Александр Петрович её выхаживал. Его забота и любовь помогли женщине восстановиться.

Полтора года семья жила без пенсии. Оформить её самостоятельно не получилось, возникли проблемы с документами. Александр Петрович смог найти работу в сельской местности. Платили немного, но это хоть как-то выручало семью.
Однажды о супругах узнали сотрудники благотворительного фонда «Ясное дело». Они смогли восстановить документы пенсионеров и оформить выплаты. Кроме этого, помогли им приобрести небольшой участок земли вместе с домом и огородом. Так, шаг за шагом, Александр Петрович и Надежда Ильинична наладили жизнь заново. Сотрудники фонда поддерживают с ними связь и иногда заезжают в гости. Супруги всегда радушно встречают их с чаем и ароматными пирогами.
За такими добрыми историями стоит огромный труд и слаженная работа: юристов, социальных кураторов, волонтёров и не только. С 2022 года помощь фонда «Ясное дело» получили 707 человек. Поддержите работу проекта и его команды, чтобы как можно больше людей в беде обретали возможность начать новую жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.15:1-11) и Евангельского (Мф.19:16—26) чтений в двенадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Флора и Лавра, иконы Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), пророка Самуила, священномученика Иринея Лионского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Самолюбие как путь к конфликтам в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как самолюбие приводит к семейным конфликтам — и что помогает из них выходить по-христиански.
Гости программы говорят о том, что ссоры и обиды неизбежны, но важно не оставаться в состоянии гнева, а вовремя остановиться, посмотреть «на небо» и обратиться к Богу. Семья — это не поиск виноватого, а труд каждого над собой. Осознать собственную неправоту, попросить прощения первым, заметить свои слабости — всё это открывает путь к примирению.
Отец Дмитрий и матушка Ника подчёркивают: важна совместная работа супругов. Полезно делиться мыслями, вести «дневники», чтобы честно видеть себя и друг друга. Помогает и молитва — не только о себе, но и друг за друга. Именно она возвращает мир в семью, даёт силы прощать и понимать ближнего.
О том, как в браке преодолевать обиды, сохранять доверие и вместе расти духовно — в программе «Семейный час».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час