Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 40 зач., XVII, 19-28.

Глава 17.

19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?

21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе!

Следует ли православным христианам читать нецерковную литературу? Полезно ли так поступать? Ответы в течение истории давались разные. Так, например, знаменитый христианский мыслитель Тертуллиан полагал, что произведения светской культуры верующему человеку только вредят. Рассуждения Тертуллиана представляли собой следующее: между Академией Платона и церковью Христа, между Афинами и Иерусалимом, между разумом и верой нет и не может быть ничего общего. По мнению Тертуллиана, если бы веру можно было свести к разуму и доказать, она была бы не нужна.

Иначе рассуждает святитель Василий Великий. В его замечательном произведении — «Послание к юношам о пользе греческих книг» — при помощи ссылок исключительно на языческих авторов демонстрируется красота христианского вероучения. Святитель Василий, закончивший как раз платоновскую Академию, прекрасно понимал, насколько важно использовать лучшие образцы античной культуры для проповеди Христа.

Убеждения святителя Василия не возникли на пустом месте. Он в первую очередь в данном вопросе ориентировался на апостола язычников — Павла. О том, насколько сам Павел был осведомлён в достижениях античной цивилизации, можно судить, например, по услышанному нами отрывку из книги Деяний святых апостолов.

Апостол оказывается в культурной столице тогдашнего мира — в Афинах. Здесь он вступает в диалог с членами Ареопага — верховного суда города. Павел проявляет себя как чуткий педагог и блестящий ритор. Апостол говорит афинянам — у вас в городе я видел жертвенник с надписью «неведомому богу». Так вот я знаю — кто этот Бог? Интересно, как Павел выводит обсуждение этой темы на новый уровень. Дело в том, что афиняне ведь не искали истинного Бога. Они, веря в существование многих божеств, боялись кого-то из них обидеть. Потому, на всякий случай, сделали жертвенник неведомому богу.

Павел же разворачивает видение афинян в иную сторону и показывает им истинного единого Бога — Творца всего существующего. Для подтверждения своих слов апостол произносит очень знакомую для античных греков фразу: «ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“». Здесь Павел ссылается сразу и на Аристотеля, рассуждавшего о Боге-перводвигателе, и на поэта Клеанфа, говорившего о людях, как о детях Божества. Тем самым, апостол устанавливает культурный мостик в общении с членами Ареопага. Они теперь понимают, что перед ними человек, с которым можно и нужно говорить.

Почему это важно для нас? Ответ прост. Желая рассказать нецерковным людям о Христе и Его учении, мы не должны совершать довольно распространённой, к сожалению, ошибки, когда вместо Евангелия, мы начинаем проповедовать его культурно-историческую оболочку. Рассказываем о том, какие причёски нужно носить, в какую одежду одеваться, какие блюда к какому празднику готовить. Всё это интересно и замечательно. Но совершенно второстепенно по отношению к самому Евангелию. В «Послании к Диогнету» — произведении раннехристианской эпохи — прямо говорится, что первые ученики Спасителя в бытовом плане мало отличались от современников. Но выделялись тем, что избегали дел порока, не обманывали, не крали, не поддавались блуду, с милосердием относились к окружающим. Собственной жизнью они свидетельствовали о Христе, не выпадая при этом в культурном плане из своего времени. Чем и была, в конце концов, обусловлена победа христианства над язычеством!

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем