Деян., 34 зач., XIV, 6-18.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Древний город Листра, о котором упоминается в только что прозвучавшем отрывке, являлся римской колонией и был населён язычниками. Здесь апостолы Павел и Варнава увидели беспомощного калеку. О нём говорится, что он был хромой от рождения и никогда не ходил. Павел исцелил его от недуга, чем вызвал у окружающих удивление и восторг. Местные жители посчитали его и Варнаву богами, которые спустились с Олимпа, приняв человеческое обличье. Почему их приняли именно за Зевса и Ермия, то есть, за Гермеса? Скорее всего, по той причине, что в этих местах существовало предание, будто верховный бог Зевс и бог-вестник Гермес некогда уже были в Листре. Они явились престарелой супружеской паре, которые не признали в них небожителей, но, тем не менее, очень гостеприимно приняли. За эту добродетель, боги, уходя, щедро их наградили. Итак, Варнаву они сочли Зевсом видимо по той причине, что он выглядел старше и солиднее. Павла посчитали Гермесом, так как он был очень искусен в слове.
В порыве воодушевления толпа во главе с языческим жрецом привела к воротам города волов и принесла венки, гирлянды, сплетённые из цветов, которыми украшались приносимые в жертву животные. Так люди хотели воздать апостолам божеские почести. Но, увидев, что происходит, апостолы пришли в ужас. В знак отвращения к подобному богохульству они разодрали свои одежды и обратились к людям с горячей проповедью. В ней они стали побуждать людей отвергнуть ложные верования и обратиться к Тому Единому Богу, Который сотворил всё наше мироздание. Еле-еле им удалось убедить язычников не приносить им жертвы. После этого они ещё некоторое время провели в Листре, проповедуя Евангелие.
Но на этом история не закончилась. В это же самое время в город прибыли иудеи, которые преследовали Павла и Варнаву. Им удалось убедить людей, что апостолы — лжецы и проходимцы, так как отвергают религию их предков. Толпа схватила Павла и побила его камнями. Посчитав, что он мёртв, его тело бросили за городом. Это в очередной раз демонстрирует нам важную истину: недостаточно стать христианином, встретив на своём жизненном пути святого человека или став очевидцем чуда, которое потрясает воображение. Ведь даже самые сильные эмоции имеют обыкновение проходить. Признаком подлинного обращения ко Христу является изменение образа жизни: когда мы ежедневно берём на себя подвиг исполнения тех заповедей, которые Господь открыл нам в Своём Евангелии.
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема







