Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 13 зач., V, 1-11.

Глава 5.

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,

утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с показательным наказанием Анании и его жены Сапфиры — весьма назидательна. Но почему это наказание настолько сурово? Разве не волен был Анания вместе с супругой самостоятельно распорядиться своим имением — ведь его к этому никто не принуждал? Почему попытка скрыть какую-то часть от проданного имения должна наказываться так жестоко — смертью на месте? Нет ли здесь... перебора? Давайте разбираться.

Во времена первохристианской общины передача всего своего имущества Церкви означала выражение полной и абсолютной преданности. Когда ты отдал всё — без остатка — это значит, что все пути назад сожжены. Памятуя о том, что социальные гарантии как таковые отсутствовали, фактически это означало, что человек обрекает себя на гарантированную нищету в случае выхода из общины. Это — полноценный акт веры, в котором «полутонов» быть не может. Или доверяешь, или — нет. Или принимаешь на себя ответственность за своё будущее вместе с другими братьями и сёстрами во Христе — или живёшь своей жизнью. Но без них. Грех Анании и Сапфиры в том-то и заключался, что они попытались обманным путём заполучить собственные «гарантии» устойчивой жизни вне зависимости от того, как сложится их судьба в христианской общине. Но именно такая установка — причём в сговоре друг с другом — абсолютно блокировала саму возможность их полноценного пребывания в христианской общине, где каждый был до конца открыт, где не было ничего потаённого, где ни у кого не было никаких внешних гарантий — кроме веры и верности Христу — не было.

Другими словами, если бы в общине первых христиан появились носители «двойных стандартов» и были бы приняты — неизбежно пошёл бы процесс размывания однозначных и чётких христианских «стандартов» — и очень быстро община развалилась бы на части.

Пример наказания Анании и Сапфиры — однозначное свидетельство о том, что Бог — не только Любовь и Милость. Он может входить в жизнь и как Грозный Судия — и причём это происходит, как правило, именно тогда, когда человек дерзает искушать Его, испытывать пределы Божественного долготерпения — насколько далеко можно зайти в откровенном нарушении Божьих заповедей.

И для общины первых христиан произошедшее было прекрасным «заземлением» — Любовь Божия, о Которой Христос засвидетельствовал Своим Воскресением — всё же не тождественна попустительству и безразличию. Бог — Ревнитель, Бог — Огнь Поядающий — а с огнём, как всем известно, шутки плохи!

Хочется каждому из нас пожелать почаще вспоминать историю с Ананием и Сапфирой, особенно когда тихой сапой подкрадывается лукавая мысль не называть чёрное — чёрным, и белое — белым, а выстроить очень широкий цветовой диапазон между добром и злом — по своему представлению!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем