Деян., 13 зач., V, 1-11.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История с показательным наказанием Анании и его жены Сапфиры — весьма назидательна. Но почему это наказание настолько сурово? Разве не волен был Анания вместе с супругой самостоятельно распорядиться своим имением — ведь его к этому никто не принуждал? Почему попытка скрыть какую-то часть от проданного имения должна наказываться так жестоко — смертью на месте? Нет ли здесь... перебора? Давайте разбираться.
Во времена первохристианской общины передача всего своего имущества Церкви означала выражение полной и абсолютной преданности. Когда ты отдал всё — без остатка — это значит, что все пути назад сожжены. Памятуя о том, что социальные гарантии как таковые отсутствовали, фактически это означало, что человек обрекает себя на гарантированную нищету в случае выхода из общины. Это — полноценный акт веры, в котором «полутонов» быть не может. Или доверяешь, или — нет. Или принимаешь на себя ответственность за своё будущее вместе с другими братьями и сёстрами во Христе — или живёшь своей жизнью. Но без них. Грех Анании и Сапфиры в том-то и заключался, что они попытались обманным путём заполучить собственные «гарантии» устойчивой жизни вне зависимости от того, как сложится их судьба в христианской общине. Но именно такая установка — причём в сговоре друг с другом — абсолютно блокировала саму возможность их полноценного пребывания в христианской общине, где каждый был до конца открыт, где не было ничего потаённого, где ни у кого не было никаких внешних гарантий — кроме веры и верности Христу — не было.
Другими словами, если бы в общине первых христиан появились носители «двойных стандартов» и были бы приняты — неизбежно пошёл бы процесс размывания однозначных и чётких христианских «стандартов» — и очень быстро община развалилась бы на части.
Пример наказания Анании и Сапфиры — однозначное свидетельство о том, что Бог — не только Любовь и Милость. Он может входить в жизнь и как Грозный Судия — и причём это происходит, как правило, именно тогда, когда человек дерзает искушать Его, испытывать пределы Божественного долготерпения — насколько далеко можно зайти в откровенном нарушении Божьих заповедей.
И для общины первых христиан произошедшее было прекрасным «заземлением» — Любовь Божия, о Которой Христос засвидетельствовал Своим Воскресением — всё же не тождественна попустительству и безразличию. Бог — Ревнитель, Бог — Огнь Поядающий — а с огнём, как всем известно, шутки плохи!
Хочется каждому из нас пожелать почаще вспоминать историю с Ананием и Сапфирой, особенно когда тихой сапой подкрадывается лукавая мысль не называть чёрное — чёрным, и белое — белым, а выстроить очень широкий цветовой диапазон между добром и злом — по своему представлению!
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как преодолеть ощущение одиночества, покинутости и отчуждённости от людей и от мира? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел делает особый акцент на теме единства. Всех верующих во Христа он призывает «сохранять единство духа в союзе мира». Это очень примечательный момент. Оказывается, не только от Бога зависит единство христиан. Не только от того, что Сам Спаситель основал Церковь и послал Своим ученикам Святого Духа, благодаря которому церковная общность существует уже более двух тысяч лет. Наше единство напрямую зависит от каждого из нас.
Напоминание апостола весьма актуально. Ведь одно из главных последствий грехопадения — это раздробленность. Первое, что произошло с прародителями после нарушения заповеди — взаимоотчуждение. Они осознали, что они нагие. То есть увидели друг в друге посторонних и закрылись одеждой. Точно так они начали прятаться и от Бога. Перед Его лицом они ощущали себя словно голыми. Стыд жёг их совесть. Точно так Каин убивает Авеля, отъединяется от своих родственников и убегает в другую страну, которая в Священном Писании называется земля Нод, то есть земля странствований, скитаний, отчуждения. Точно так он строит первый город, отгораживаясь от окружающего мира, который теперь воспринимает как враждебный. И так далее. Чем дальше развивалась история человечества, тем сильнее проявлялась рассеянность и раздробленность.
В наше время эта отчуждённость ощущается как нельзя более сильно. Вроде бы созданы все необходимые условия для того, чтобы покончить с обособленностью. Телефонная связь на высоте. Однако парадоксальным образом порой это только подчёркивает наше одиночество. Раньше я хотя бы мог жить мыслями о встрече с теми, кто мне дорог. Надеяться, что, увидев их, я изолью свою душу. Я мог с нетерпением ждать весточки от них. А теперь меня лишили и этой иллюзии. Ведь лёгкий и быстрый доступ ко всякому человеку во всяком месте показывает, что я не умею держать себя открытым. Меня не хватает надолго. Чем дольше человек на виду, тем быстрее он начинает меня утомлять. Со временем моё общение с близкими становится очень поверхностным.
Так работает грех. Он заставляет меня зацикливаться на себе. Он побуждает меня раздражаться по всякому пустяку на окружающих. Закрываться от самых родных. Думать, что никто меня не понимает, на самом деле никогда не понимал и не поймёт. Ведь я — это особый случай. Я не такой, как все. Это состояние внутренней изоляции — предвестник духовной смерти. Мы можем быть окружены людьми, находиться в шумной компании, участвовать в масштабных публичных проектах, но ощущать себя оторванными от этой жизни. Подобно Каину, мы начинаем воспринимать этот мир как опасное, враждебное место. Во всём и во всех видеть подвох и угрозу.
Сегодня апостол Павел намекает, что, если мы не увидим этот свой недуг и не будем делать осознанных шагов, чтобы его преодолеть, даже Божия благодать, которую нам подаёт Господь, не в силах будет в конечном счёте помочь. Священное Писание и церковная традиция подсказывают, какие это шаги. Я должен ежедневно понуждать себя исполнять заповеди Евангелия. Стараться ради Христа послужить окружающим людям. Быть готовым каждого, кто обращается ко мне, встретить открытым сердцем, по силам стремиться принести ему пользу. На пути к этой цели мне нужна поддержка. Должны быть единомышленники. Опытные товарищи, которым я могу открыться, излить свою душу. Поделиться с ними своими сомнениями, спросить совета. Хорошо, когда таким спутником становится духовно опытный человек. Союз таких людей, которые живо общаются друг с другом на духовные темы, делятся друг с другом опытом воплощения в своей жизни заповедей Евангелия, и есть община. Наконец, вместе с этими людьми мне необходимо приступать к церковным таинствам. Ведь именно в них Бог подаёт нам свой Дух. Этот Дух заполняет ту форму, которую мы приготовили для Него своими трудами. В ответ на наше усердие этот Дух выводит нас на свет, возвращает нас из нашего внутреннего изгнания, показывает, что мир не враждебное место, и сообщает нам подлинное единство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы будущее для Даши стало возможным
15-летняя Даша Пономарёва — человек, который видит поводы для радости в каждом дне и на вопрос «как дела?», отвечает: «у меня всё отлично!» Она всегда откликается на чужую беду и старается поднять другим настроение. При этом уже больше года Даша переживает тяжёлую болезнь. У неё в крови образуются тромбы. Организм очень слаб, поэтому в основном она проводит дни дома и часто бывает в больницах. И всё же девушка не унывает и даже находит силы для творчества — пишет картины. Не так давно её работы размещали в выставочном зале в родном городе Острогожске Воронежской области. Кроме этого, Даша дистанционно учится в школе. В этом году она заканчивает 9-й класс. Школьные друзья её поддерживают — они созваниваются и переписываются, обсуждают планы на будущее и предстоящий выпускной. Жаль, что в общем альбоме с фотографиями класса Даши не будет. Но она всё равно попросила себе экземпляр. «Зато у меня останутся фотографии моих друзей на память», — говорит она.
Даша часто размышляет о своей возможной профессии и планирует связать жизнь с медициной. Она благодарна врачам, которые борются за её здоровье, и тоже хочет помогать людям.
Сейчас девушке необходимо лекарство, способное замедлить образование тромбов. С ним Даша будет чувствовать себя гораздо лучше. И, возможно, совсем скоро сможет увидеться с друзьями и вернуться к привычной жизни.
Прочитать полную историю Дарьи Пономарёвой из Воронежской области и поддержать её, можно на сайте фонда «ДоброСвет», в разделе «Нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«25-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Еф., IV, 1-6) и Евангельского (Лк., XVIII, 18-27) чтений в 25-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти пророка Аввакума, преподобного Саввы Сторожевского, великомученицы Варвары, святителя Николая Чудотворца, святителя Амвросия Медиоланского, мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица