
Апостолы
Деян., 8 зач., III, 11-16.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим проповедь апостола Петра перед людьми, которые стали свидетелями исцеления человека, хромого от рождения. Как известно из предыдущего рассказа Евангелиста Луки, у храмовых ворот, которые назывались Красными, сидел инвалид и собирал милостыню. Апостолы, пришедшие в храм помолиться, не имели денег для того, чтобы помочь ему, но совершили чудо и сделали его способным ходить.
Начинается сегодняшний отрывок с того, что исцелённый находится рядом с исцелившими его апостолами. За те годы, которые он провёл, собирая милостыню, в нём, как это обычно бывает, могло сформироваться специфическое потребительское отношение к людям. Более того, вполне вероятно, он привык, что и к нему окружающие относятся также... Но вот он увидел не подачку в виде милостыни, а подлинную и исцеляющую любовь и остался ею настолько поражён, что не отходил от апостолов, во время их пребывания в храме.
Люди, которые привыкли видеть хромого сидящим у ворот храма, увидели, что произошло чудо. Они сбежались, чтобы посмотреть на него и понять, что случилось. Естественно, что эту ситуацию Пётр решает использовать для того, чтобы проповедовать Иисуса Христа, Чьим именем был исцелён хромой. Как человек ветхозаветной культуры, он, естественно, считает источником чуда Бога, Который прославил в этом чуде своего Сына — Иисуса Христа. Сами апостолы верили во Христа, в возможность исцеления хромого Его именем. Однако, чудо совершается не только по их вере и любви, но и ради того, чтобы поверили другие.
И вот эти другие заинтересовались произошедшим. Казалось бы, можно было подробнее рассказать про любовь Бога к людям, которая исцелила хромого. Но апостол выбирает совершенно другой путь. Он говорит им о Христе, Которого они предали и от которого отреклись. Страшно подумать, дважды повторяет слово «отреклись» тот, кто сам отрёкся трижды. Но именно этот факт позволяет ему так говорить. Если бы их стал обвинять кто-то другой, это выглядело бы как попытка сыграть на чувстве вины. Но кому как не Петру знать, что такое чувство вины за отречение от Христа...
Прежде, чем обратиться к Спасителю, они должны осознать меру своей ответственности за то, что произошло. Да, Господь Его воскресил, Пётр и другие ученики могут прямо об этом свидетельствовать. Но факт воскресения Христова не может автоматически поменять души тех, кто слушает проповедь. Слова Петра — не обвинение, не манипуляция, ведь его поступок, может быть, даже страшнее, чем их. Они только слушали Христа, увлекались его проповедью внешне, а он был одним из ближайших учеников... И поэтому мы не должны видеть в этом обвинение... скорее это диагноз. Он будто бы говорит им: Вы видите чудо, и оно вас поразило, но чтобы понять его источник, чтобы иметь к нему отношение. Вы должны измениться внутренне, должны пережить покаяние.
Часто так бывает, что люди и сегодня интересуются верой и хотят стать ближе к Богу, чтобы пережить Его исцеляющее присутствие. Это правильно. Люди приходят к Богу разными путями. И всё же, важно понимать, что подлинное обращение к Нему оказывается возможным только если человек осознаёт своё состояние и готов меняться ради этой встречи.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема