
Фото: Pat Whelen/Unsplash
10 мая 1873 года небольшой пассажирский пароход уверенно рассекал волны Тихого Океана, направляясь из Гонолулу — столицы Королевства Гавайи — к острову под названием Молокаи. На палубе парохода стоял молодой священник в широкополой шляпе. Тропическое солнце ярко светило, прохладные воды океана лучились бирюзой, а на горизонте уже виднелся поросший пальмами белый песчаный пляж.
Картина взору представлялась идиллическая, но одинокий пассажир не обольщался красотами природы — он прекрасно знал, куда едет. На северной, необитаемой окраине острова находилось селение Калаупапа — колония для прокажённых. Туда и держал путь католический священник из Бельгии по имени Дамиан де Вёстер.
Священника у прокажённых Калаупапы, половина из которых являлись христианами, до этого не было никогда. Впрочем, не только священника. В поселении не было даже нормального жилья. Основав колонию, куда свозились прокажённые со всего Королевства Гавайи, власти страны сразу же отказались от идеи её финансирования, решив, что обитатели посёлка в состоянии сами о себе позаботиться. Таким образом, на острове оказалось несколько сотен несчастных, больных, обезображенных проказой, безжалостно брошенных на произвол судьбы людей. О том, что частых гостей из внешнего мира островитянам ждать не приходилось, красноречиво свидетельствовало отсутствие у берега Калаупапы хоть какого-нибудь подобия причала. Добравшись до берега на шлюпке и ступив, наконец, на песчаный пляж, де Вёстер доброжелательно приветствовал жителей, высыпавших на берег и каждому крепко пожал руку — так, словно на этих изуродованных болезнью руках не было незаживающих язв...
И с этого момента у обитателей колонии началась совсем другая жизнь. Первым, за что взялся отец Дамиан, было строительство деревянной церкви. Плотничать де Вёстер умел с детства и, ещё живя в Бельгии, часто ходил по деревушкам и своими руками, не требуя за это никакой платы, возводил деревянные часовни. Церковь была возведена за несколько дней и скоро в ней начались службы.
Жители Калаупапы с радостью помогали отцу Дамиану. Вскоре в колонии появился деревянный лазарет для тяжелобольных, а из землянок люди перебрались в аккуратные, светлые дощатые домики. Де Вёстер трудился не покладая рук. Он соорудил пристань и сумел добиться от властей регулярных поставок медикаментов, продуктов и других необходимых вещей. Теперь не реже, чем раз в неделю у причала Калаупапы раздавался гудок парохода. Один из них привёз в колонию известного японского врача — лепролога Масанаао Гото. Под впечатлением от получившей к тому времени широкую известность деятельности отца Дамиана, доктор решил приехать на остров и остался там до конца своей жизни.
Скоро посёлок, одно название которого когда-то навевало ужас, было не узнать. Больница, церковь, порт, несколько торговых лавок, школа, приют для малолетних, сельскохозяйственная и животноводческая ферма — за одиннадцать лет отцу Дамиану де Вёстеру удалось превратить остров проклятых в остров надежды. К этому времени в колонии Калаупапу проживало более тысячи прокажённых.
Отец Дамиан не хотел отделять себя от других обитателей колонии. «Мы, прокажённые...» — так с самого первого дня обращался он к жителям колонии. Священник ел вместе с прокажёнными, часто сам перебинтовывал их язвы. В 1884 году, одним из вечеров, отец Дамиан, забыв, что налил в таз кипяток, опустил туда ноги... и ничего не почувствовал! Так де Вёстер узнал, что и сам заболел лепрой. Нечувствительность к горячему являлась одним из первых признаков болезни.
Отец Дамиан умер от проказы в 1889 году в Калаупапу. Его жизнь и его кончина — яркое свидетельство того, что настоящая любовь и милосердие сильнее страха смерти.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема