
На каком этаже вы живёте? Я сейчас на десятом, но за жизнь пожила на этажах разных: от первого до двадцатого. Какую высоту вы больше любите?
На первом этаже я провела всё детство и подростковый возраст. Окно было впритык к двери подъезда, и я всегда первой знала, кто шёл к нам в гости. Когда меня не пускали гулять, я общалась с друзьями, сидя на подоконнике. А когда готовила на кухне, угощала их свежими чебуреками.
Первый этаж учит смотреть в глаза. Слышать кашель проходящего. На первом этаже ты так близко к другим, что неудивительно, когда люди ставят решетки на окна.
Потом в моей жизни был четвертый этаж общежития. Из окна виднелась Останкинская башня. Я ещё могла крикнуть соседке, если она забыла проездной. Но уже не могла вылезти из окна, чтобы передать его.
На четвертом этаже я познакомилась с деревьями. Они оказались одного роста со мной. С домами через улицу. Четвертый этаж уже не окно, а пейзаж на стене. Он учит красоте.
Потом был у меня десятый этаж съёмной квартиры. Я жила в Подмосковье, но вдалеке виднелись Московские сталинские высотки. Я просыпалась засветло, пила чай и поглядывала в ожидании, когда эти высотки покажутся из темноты. С десятого этажа видно горизонт. Он учит мечтать.
А когда ездила в Германию по обмену..., вот тогда мне достался двадцатый этаж. Если не подходить к окну, видно одно небо. Если подойти, небо всё равно занимает три четверти пространства. Вы замечали, сколько в нашей жизни неба?
Я взяла этот фокус себе в жизнь. Стала пробовать подходить и отдаляться.
Когда проблема мучает, кажется, что она торчит перед самым носом. Например, не успеваю вовремя сдать текст. Я пробую немного отойти: а что будет, если его не сдать? Провал, позор, увольнение? Если отойти ещё дальше, возникает контекст: зачем я вообще взялась за этот текст? Ещё дальше: зачем я вообще пишу тексты? Тут возникает смысл. Видится небо. Я люблю слово, люблю тексты. В этом задании я увидела возможность рассказать о чём-то важном. Не успеваю я, потому что плохо распределила время. Если не писать за полночь, а сесть за текст в выходной, работа пойдёт куда легче. Вот я и вернулась на землю.
Иногда наоборот: я нахожу себя слишком далеко. Слишком холодной. Например, к переживаниям клиента. Это бывает, когда слишком стараешься всё себе объяснить. Говоришь: всё очевидно! Нарциссизм или депрессия, или такие-то травмы. Тогда я стараюсь приближаться. Хорошо, допустим, нарциссизм, но что произошло с человеком? Что он переживает? Чем его случай отличается от всех других? Когда работаешь в помогающей профессии, важно не только видеть общую картину, но и уметь смотреть в глаза.
Высший пилотаж — когда мы внимательны к деталям и при этом сохраняем дистанцию. Это, кажется, называется мудрость. Нас может заботить история Китая. И вместе с тем заботить протекший кран. Человек может писать Нобелевскую речь. Но не забыть поправить близкому воротничок. Мне нравится думать, что так на нас смотрит Бог.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер