Мне хотелось бы поговорить на очень болезненную тему, но мне кажется, очень важную. Когда в жизни все прекрасно, кажется, что все вокруг счастливы. Когда вынашиваешь ребенка – кажется, что все вокруг беременны. Когда сильно болеешь – замечаешь, что вокруг полно болящих, страдающих разными недугами. Когда у тебя кончаются деньги – становится заметно, как много бедных и неимущих в твоем благополучном любимом городе. И наконец, когда у тебя случается серьезное горе – с твоих глаз как будто спадает пелена. Господь как бы снимает верхний защитный слой с души, и чужая боль вдруг проникает в твою душу – и ощущается, как своя. Тогда ты начинаешь по-настоящему прозревать и сочувствовать совершенно чужим людям. А иногда вспоминаешь, что и любимым-родным в какой-то нужный им момент недодал необходимого им тепла. Однако все это, повторю – когда Господь откроет внутреннее зрение. У некоторых оно просто есть. Другие приходят к этому через скорби.
Скорбь – это та черта, из-за которой смотришь по-другому на людей, оставшихся в счастье. Они очень хотят утешить тебя, помочь. Они очень стараются это сделать. Хочу дать несколько советов тем, кто хочет помочь любовью и правильным словом другу, близкому, родному в беде. Как я уже говорила, между вами черта. Я сама не могла в свое время найти нужных слов, чтобы сказать их своим подругам, потерявшим, например, близких. Зато теперь, оказавшись по эту сторону горя – слышу много слов сочувствия, и могу немного помочь тем, кто их произносит. Это мое личное. Это то, что я в своем горе хотела бы услышать – и чего не хотела бы. Итак, самые популярные и очень неэффективные выражения сочувствия, которые слышать совсем не хочется!
Держись, будет еще больнее (откуда такая статистика, когда больнее уже кажется некуда!)
Ты сильная, ты с этим справишься (почему тогда так хочется найти чье-то плечо, чтобы оросить его слезами?)
За большое счастье надо платить (эй, дружище, сидя в кругу семьи у камина – готов ли ты платить за это счастье?)
Бедненькая моя или наоборот – моя героиня (от первого становится себя еще жальче, от второго хочется отказаться – ордена героя в данном случае неуместны)
Все будет хорошо (неубедительно в острой фазе)…
Просто загляните себе в душу, мои дорогие. Там живут совсем другие слова. Они очень просты. «Я с тобой. Я всегда помогу. Я помню о тебе…» Мне кажется, даже не надо говорить: я молюсь о тебе. Мне кажется, можно просто молиться – оно и так работает…
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О трудах Владимира Проппа

Сегодня 29 апреля. В этот день в 1895 году родился филолог и фольклорист Владимир Пропп.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын поволжского немца с детских лет слушал рассказы, песни няни, на подобии Пушкина, который внимал Арине Родионовне. И в свое время, поступив в университет, ушел с романо-германского отделения и стал заниматься славистикой, русской сказкой. Очевидно потому, что увидел за наивным текстом ту духовность, которая свойственна православному самосознанию. Несколько попыток Владимир Яковлевич предпринял, чтобы приблизиться к матери Церкви православной. По определенным причинам этого не случилось, но дух его, как и дух Владимира Даля, был совершенно очевидно православным. И в наше время хочется пожелать студентам, гуманитариям, филологам, историкам, языковедам, литераторам глубокого вхождения в тысячелетнее царство русской культуры, книжности, с тем, чтобы они корнями прорастали в них, в эти труды и восходили к постижению православия как несущей конструкции не просто русской культуры, а нашего духовного бытия. Это особенно актуально в XXI-м столетии, когда приоритет нравственности над экономикой, естествознанием провозглашен и входит в основу концепции национальной безопасности России.
Все выпуски программы Актуальная тема