«Чувствовать Бога рядом». Игумения Смарагда (Зыкова) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Чувствовать Бога рядом». Игумения Смарагда (Зыкова)

* Поделиться

У нас в гостях была настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря города Алапаевска игумения Смарагда (Зыкова).

Мы говорили с нашей гостьей о ее удивительном пути к вере и монашеству, о том, как в ее жизни явно проявлялось присутствие Бога.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан

— Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. А в гостях у нас сегодня Игумения Смарагда, настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря города Алапаевска. Добрый вечер, матушка.

Игум. Смарагда

— Добрый вечер.

Константин Мацан

— Очень радостно видеть у нас в студии такого гостя, как вы. Во-первых, Алапаевск — место особенное, и многие наши слушатели там были, и я там был несколько лет назад. Вообще, места, связанные с судьбой семьи последнего Российского императора в широком смысле слова, и Преподобномученица Елизавета Фёдоровна, безусловно, вот к этой истории относится напрямую. Она приняла мученическую смерть в Алапаевске, в шахте. Это место там есть. Его показывают, к нему можно прийти и там помолиться, и поклониться. Я там был тоже недавно, и, конечно, ощущения самые сильные, поэтому... Ну а преподобная мученица Елизавета, она такая святая, которая в сердце каждого входит, какой-то любовью и радостью. Вообще не знаю людей, которые бы как-то не откликались на этот духовный облик, на этот путь, на её историю. Поэтому об этом тоже сегодня поговорим. Но почему я ещё сказал, что для нас гость особенный, у нас не так-то часто в программе бывают игумении. Вот священники, монахи, епископы, настоятели — это чаще. А вот матушка игумения — это такая для нас каждый раз радость большая. Поэтому спасибо, что приехали. Матушка, я бы хотел начать с вашего пути к вере и в вере. Путь человека состоит из этапов. У нас даже на радио есть программа такая «Путь к священству» называется. Туда священники приходят, но вот с вами тоже интересно поговорить о пути к монашеству. И к настоятельству. А с чего все начиналось?

Игум. Смарагда

— Начиналось, я думаю, все с глубины, можно сказать, с младенчества. Бабушка была глубоко верующая, и родителям сказала: «Сидеть с детьми не буду, пока не покрестите».

Константин Мацан

— Такой добрый православный шантаж.

Игум. Смарагда

— Да, в 58-м году покрестить ребёнка — это целая была проблема. Там нужны были записи своеобразные, должно быть согласие отца, должно быть согласие мамы и прочие-прочие там такие вот нюансы. Но бабушка умудрилась, нас троих покрестить. Нас было тогда трое, еще последние сестра и брат не родились, пятеро нас в семье детей было у родителей. Она нас всех покрестила в два месяца. То есть каждому как исполнялось два месяца, и она всех нас покрестила. С детства я себя помню, ну, примерно 3-4 года было мне. Брату моему 5 лет. И вот мы стояли. Она нас приведет в церковь троих, поставит нас... Единственный храм был, битком забитый полностью всегда, это храм Преображенский, это было в городе Иваново. И когда мы приходили туда, она всегда поставит к подсвечникам, чтобы мы обязательно снимали свечки, помогали тем, кто прислуживает в храме. А им приказывала, если будут озоровать, то «за ухо», я разрешаю. И вот старший брат, как всегда, начинает в бок толкать, спрашивать: «Скоро ли „Верую“ запоют»? Мы знали, что когда «Верую» запоют, там останется уже чуть-чуть. И там причастие, а там после конфеты бабушки надают всем и вся. Вот, и мы идём счастливые. Но я помню такое вот, значит, воспоминание детское. Вот приходишь домой, бабушка, она не надышится на нас, ангелы пришли. Всё, все отдыхайте. И вот лежишь, например, на кровати. Прилёг отдыхать. Долго-долго в ушах звучит церковный хор. И вот однажды я также, уже будучи в Толгском монастыре, пришла после Причастия, и у меня было состояние этого трёхлетнего младенца. Вот такая лёгкость и радость, и вот это церковное пение. То есть вот всё, что мы получаем в детстве, оно никуда не исчезает. И благо тем родителям, которые своих детей вводят с детского возраста в храм. Но прежде, чем привезти ребёнка в храм, нужно его подготовить, зачем он идёт в храм. Ведь многие дети, они же не понимают, что поют, что читают, какие происходят события. Хотя бы объясните им, что мы стоим пред невидимым миром. Это их заинтересует, это их заинтригует, что нас видят, мы не видим. Господь нас любит, но он читает наше поведение, наше сердце, в глубине наших сердец. Может мы хотим созоровать, может мы еще что-то хотим сделать. Вот поэтому ребенку нужно все объяснить. А родители сами бывает ничего не понимают. Они прибежали в храм, скорее свечку поставили, бегом туда. Бегом сюда. Вот. В крайнем случае бегут на исповедь, ребенка за собой тащат. А он там маленький упирается, не хочет, рев начинается, и получается вот такая неразбериха. Но вот мы когда ходили, вот я говорю, мы тоже толкали друг друга. Но нас любой взрослый мог вот просто-напросто сказать: «Так, дети, а ну прекращайте». И дети боялись взрослых раньше. Почему? Потому что любой взрослый имел право сделать замечание. Сейчас совсем другая ситуация. Вот попробуйте сделать замечание ребенку, он надуется, отвернется в угол, и его уже ничем, не приманишь, не заманишь. Я одно время была воспитательной в детском саду, и у меня были дети 3-4 года. Вот в этом возрасте закладывается буквально всё. Всё, что с ним пойдет по жизни. Если упустить вот этот возраст, вы получите то, что посеяли. Поэтому вот воспоминания о детском посещении церкви...Да, мы химичили. Мы когда повзрослее стали, там, пионеры и прочее, мы уже... Бабушка даст денег, например, скажет: «Идите, там, свечки поставьте», а мы в кино. Давай в кино сходим. Вот понимаете, то есть лукавство наше уже нас, подводило. А потом искушения, одно, другое, третье. Но когда человек потом в жизни вдруг окажется в трудной ситуации, а Господь обязательно это сделает, чтобы стеснить жизненные обстоятельства какого-либо человека и его сердце обратить к себе. И вот тогда человек, вспоминая то, как он когда-то ходил в церковь... Ведь, например, я водила много экскурсий, лет 20 я водила экскурсии в Толгстом монастыре, и после экскурсии люди подходили и мне говорили. Вот, например, женщина подошла и сказала: «Вы знаете, матушка, у меня дочь покончила жизнь самоубийством. В 17 лет, неразделенная любовь, пошла и повесилась». А враг очень хитрый, вот он загнал в отчаяние эту девочку, а мама не дала ей возможности вот именно прибегнуть к Богу, почему? Потому что сама не знала этого. И девочка вышла из положения вот таким образом. А дальше? А дальше страшно. Этих людей не отпевают. Этих людей хоронили раньше вообще в отдельных каких-то кладбищах. Поэтому вот задача родителей все-таки именно детям объяснять. Если родитель сам не знает, он может к священнику подойти. Он может прочитать где-то, послушать Радио ВЕРА, замечательное, между прочим, радио. Я сама его всегда слушаю с любовью.

Константин Мацан

— Да, Радио ВЕРА слушайте, наше радио, друзья, тут плохому не научат.

Игум. Смарагда

— Да, Радио ВЕРА — замечательная программа, здесь много-много познавательного. Здесь даже можно и всё Евангелие день за днём прочитать. Вам прочитают, вам объяснят. Вы только потом ещё придёте домой и всё это подтвердите своим уже усердием.

Константин Мацан

— Матушка, а вот вы сказали так точно, что человек может, даже получив в юности какое-то церковное воспитание, церковный опыт, потом всё равно в подростковом возрасте, или в более старшем, студенческом отдалиться от церкви. Но Господь обязательно поставит его в ту ситуацию, когда стеснится сердце, и некуда будет идти, кроме как к Богу. И хорошо, если есть эта память о церковном воспитании. А у вас в жизни была такая ситуация? Вот это ваш путь в чём-то, когда Господь вас через какую-то ситуацию к себе повернул?

Игум. Смарагда

— Вы знаете, у каждого человека в жизни много бывает ситуаций. У меня были такие ситуации на грани жизни и смерти. То есть, ни один человек не мог помочь, к примеру И только одна единственная фраза меня спасала даже. Ну, конечно, не эта фраза, а вера в то, что Господь поможет. «Живый в помощи Вышняго, в крови Бога небесного» я знала одну строчку. То есть, когда-то я знала всё наизусть, бабушка меня научила по-церковнославянски читать. И я читала свободно. Псалтирь читала я на церковно-славянском. Знала большие молитвы «Помилуй меня Боже» наизусть. «Живый в помощи», «Верую» А потом мы ушли на «сторону далече», как тот блудный сын из Евангелия. Мы бабушке говорили: «Ой, бабушка, ты пережиток прошлого».

Константин Мацан

— Вы прямо так говорили?

Игум. Смарагда

— Да, а нас учили учителя этому. С меня крест на физкультуре содрали просто. В 12 лет с меня сорвали с такой злобой. Я думала, меня ударят. У меня крест был, я ходила. Отец всю жизнь в кресте ходил. Он воевал. Всю войну прошел Великую Отечественную. До Берлина дошел без единой царапины. Крест не снимал никогда. И когда его били, заставляли снимать, ну сами понимаете время какое было, то говорили ему: «Ты позоришь советскую армию». Он говорил: «Не вами повешен, не вами и снимется». И вот он, Слава Богу, дошёл и до Берлина. Награды имел, и всё, но в крест... И когда кто-то начинал говорить как бы против Бога, начинал хулить Христа, он говорил: «Вы мне, Христа, не строжьте. Я с любым буду драться, биться за Христа». Вот у него была такая глубокая и крепкая вера.

Константин Мацан

— Потрясающе! Ну вот а ваш опыт... Вы сказали, что родились в 58-м году. Это время, когда быть верующим просто было опасно. А что вы об этом времени и об этом опыте несения веры помните? С одной стороны, вы рассказываете, что крест не снимали никогда.

Игум. Смарагда

— Я снимала крест. Это мой папа не снимал крест.

Константин Мацан

— Ну вот вы сказали, что у вас на физкультуре крест сорвали, значит, он на вас был всё-таки.

Игум. Смарагда

— Ну мы привязывали его, нас научили потом взрослые, мы привязывали его к лямочкам маечки.

Константин Мацан

— Ну то есть вы в подростковом возрасте...

Игум. Смарагда

— Чтобы не на шее, но он всё равно был на нас. Но припрятан он.

Константин Мацан

— То есть вы в подростковом возрасте шли таким нормативным путем советского ребенка. Пионеры, комсомольцы... Для вас это было связано с каким-то сознательным отходом от веры?

Игум. Смарагда

— Нет.

Константин Мацан

— А вот как это было?

Игум. Смарагда

— Не сознательно, а по инерции, скорее всего. Я помню, нас одели в пионеры, когда галстуки нам одели. Бабушка увидела нас, говорит: «О, антихристы идут!» А я ей говорю...

Константин Мацан

— Прямо так?

Игум. Смарагда

— Да-да-да, она строгая, ой, в вере она была строгая.

Константин Мацан

— Так, а что вы ответили ей?

Игум. Смарагда

— А я ей говорю: «Бабушка, мы не антихристы, мы пионеры». Она говорит: «Вот-вот, я и говорю, что антихристы».

Константин Мацан

— С юмором бабушка.

Игум. Смарагда

— Бабушка была неграмотная абсолютно. И она заставляла маму мою переписывать Акафист Святителю Николаю Чудотворцу. И раздавала его в церкви. Книг-то не было. И мама сидела, когда была свободна от работы, писала эти акафисты и раздавала в церкви. Ну, молодая была, ей там, может быть, лет 30-40 было. Пойдёт на работу, а там ей анекдот расскажут, ещё что-нибудь. И однажды ей явился святитель Николай во сне. И сказал: «Гражданочка, не иди двумя дорогами, а выбери одну и иди по ней». Вот она сама лично рассказывала, мама. И мне Господь сподобил принять ее кончину. Я уже была в монастыре, и я одна единственная при ней была, когда она переходила в Вечность. То есть вот эти минуты. Вы не представляете, какой красоты сделался человек. Абсолютно исчезли все морщины, лицо разгладилось до примерно 30-летнего возраста. И у неё на лице застыл покой. Покой и умиротворение. Вы знаете, соседки приходили и говорили, «Раечка, ты при жизни не была такой красавицей. Вот бы нам так». Это вот мне Господь показал. А батюшка, отец Кирилл Павлов, когда я к нему ездила, он сказал: «Матушка, молись, чтобы и тебя Господь сподобил, умереть как твоя мама».

Константин Мацан

— Игумения Смарагда, настоятельница святой Елизаветинского женского монастыря в Алапаевске сегодня с нами в программе Светлый вечер. Ну вот, возвращаясь к тому вопросу, который я задал, ваша юность пионерская, комсомольская...Вы сказали, что вас учили, что религия — пережиток прошлого. И, как вы говорите, так Вы по инерции всё это воспринимали. А как...

Игум. Смарагда

— А в глубине души Бог жил. Но мы говорили в то время, юные, молодые, глупые, мы говорили: «Ну ведь всё равно что-то есть». Мы не говорили: «Кто-то есть», а мы говорили: «Что-то есть». Мы верили в какое-то зазеркалье, мы впадали в такие крайности. Брат у меня, например, в школе, когда учился, в училище потом... А молодежь, кстати, поголовно...Почти вся молодёжь играла в спиритизм. То есть вызывали вот этого духа там усопшего, какого-нибудь там родственника и в результате получали ответы на свои вопросы. Я помню, мы тоже это делали. Когда я пришла в монастырь, мне пришлось, конечно, каяться во всем этом. Но я-то была крещеная, и ангел-хранитель, независимо от того, в кресте я была или без креста, он все равно меня не покидал. Вот по отношению ко мне ничего не получалось. А те люди, которые не крещеные были, им все прямо по буковкам рассказывалось. И потом, когда я начинала уже понимать, что здесь что-то не то, брат мне...А у меня брат сейчас священник. Один брат, он игумен в Ивановской епархии, очень сильно болеет, тяжело. Он мне сказал, знаете, вот такими словами, ну, как мы общались, говорит: «Дура, знаешь, почему у нас не получается»? Я говорю: «Почему»? «Да потому что ангелы с нами наши». Представляете? А он был еще в то время, ну, подросток еще, понимаете?

Константин Мацан

— Потрясающе.

Игум. Смарагда

— Да, устами младенца глаголет истина.

Константин Мацан

— Ну вот вы закончили институт, вы филолог по светскому образованию.

Игум. Смарагда

— Да, я филолог по образованию. Ну, я закончила институт заочно. Я училась и работала. У меня много было профессий всяких разных, я искала себя. Но я хочу сказать вот что. Господь так ведет человека в жизни... Он исполняет его помыслы. Даже желания какие-то. Вот однажды я иду, мне лет 17. Со своей подругой идём, я говорю: «Слушай, куда бы нам пойти с тобой учиться? А давай вот сюда пойдём». А там было объявление: «Обучение на оператора газовой котельной». Ну мы вроде в дверь, а там выходной день. И больше я к этому вопросу никогда, нигде, никаким образом не обращалась. И вот я в монастыре живу, меня обучают на оператора газовой котельной. И я 18 лет несу это послушание.

Константин Мацан

— В монастыре?

Игум. Смарагда

— Да. Вот иду я тоже так же, уже училась на первом курсе в университете, иду по дороге. Ага, смотрю объявление: «При Обкоме Комсомола обучение на городского экскурсовода». Думаю, дай-ка я зайду на всякий случай. Я зашла. Месяца два я походила. Посмотрела, как составляется экскурсия, как это всё делается. И вы знаете, я приезжаю в монастырь, и когда узнают, что я обучалась на экскурсовода, говорят: «Ты- наше полезное ископаемое». И я 20 лет водила экскурсии. Начиная с детского сада, 3-4 возраста и заканчивая министрами, зам. министрами.

Константин Мацан

— Как вы пришли в монастырь?

Игум. Смарагда

— Очень эксклюзивно. У меня брат, он туда ездил, и однажды он...

Константин Мацан

— В Толгский, да?

Игум. Смарагда

— Да, в Толгский монастырь, еще он только-только, когда открылся, он помогал там территорию расчищать. И он мне говорит: «Съездила бы ты в Толгский монастырь.» Я говорю: «Я в Толгский монастырь? Что я там забыла»? Он говорит: «Ну как, что, посмотреть.» Но там монастырь женский открыли. Я говорю: «Я в монастырь, ты с ума сошел?». Представляете, вот мой разговор. Я говор: «Лучше бы ты за меня помолился». Ну и проходит время. В один прекрасный день я утром встаю, читаю молебный канон Матери Божией. Может быть, это не стоит говорить во всеуслышание, на Радио ВЕРА. Но может быть, кому-то это будет польза для души. Вот я только ради этих соображений говорю, потому что всё-таки это звучит несколько странно. Меня могут обвинить или в прелести, или ещё там в чём-то. Но мне батюшка отец Кирилл сказал: «Нет, Машка, это всё истина». Я у него спрашивала на все мои вот эти действия, все вопросы ему задавала. И вот смотрите, что получается. Я прочитала канон. И внутри себя говорю: «Мать божья, ну вот как ты думаешь, или мне съездить в эту Толгу. Ведь Никодим мне все уши прожужжал». Прямо вот этими словами я обращаюсь к ней. И вот я не знаю, как будто к своей какой-то лучшей подруге или там к маме родной. А вот говорю: «Как вот ты думаешь, или мне съездить в эту Толгу, или мне сходить вечером в храм»? И во мне такой красоты отозвался голос. Он настолько был мелодичен, красив, любящий. И. И при этом какой-то призывающий, но и бесстрастный: «В храм сходить ты всегда успеешь, съезди в Толгу». Я подхожу к маме, говорю: «Мама, благослови, я поеду в Толгу». Она говорит: «А на долго»? Я говорю: «Не знаю, как Господь управит». Она мне говорит: «А я не умею благословлять». Я говорю: «Ну вот возьми икону, перекрести меня и скажи что-нибудь». Эта икона, первая моя икона, Казанская икона Божьей Матери. Она за 2 рубля и 50 копеек продавалась. Первая икона, когда я уже как бы стала в церковь ходить, я её купила. Я в Иерусалим ездила, она всегда со мной. Мама меня перекрестила, и я смотрю, а у нее слезы на глазах. Я говорю: «Да ладно, что ты плачешь-то»? Вот, она меня, значит, перекрестила, все, я эту икону забрала и пошла. Что у меня было с собой, вот когда я пошла в монастырь? У меня был молитвослов и псалтирь, первая вот эта книга на русском языке. У меня было с собой Евангелие с оранжевыми корочками, выпущенное в Джорданвиль, в США. Вот это все мои книги. То есть, вот этот вот молитвослов и псалтирь, и Евангелие. Вот с ним я пришла в монастырь. И я пришла очень интересно. Я обошла весь монастырь дважды. На третий раз я постучалась в Никольские ворота, которые никогда в это время не открывались. Потому что навигации не было. Это было 27 апреля, я как сейчас помню. Это был день Виленских святых, святые мученики. Дальше у меня там очень много интересных встреч вот с ними было, с этими Виленскими святыми. Они отзываются все святые. И я постучала, мне тут же открыли дверь. Тут же прямо, вот как будто меня ждали. Смотрю, дедушка какой-то с бородой открывает мне, я его спрашиваю: «Это монастырь мужской или женский»? Потому что меня всю дорогу сбивали, одни говорили, что это монастырь мужской, другие, что женский. Он был 600 лет мужским, и как женский он открылся вот уже после гонений. В 1987 году, 7 декабря, в день Екатерины Великомученицы. И я ему говорю: «Значит, мне сюда». Еще отодвинула его так, в сторонку. Поворачиваюсь, говорю: «Где мне игуменью найти»? Вот. Он мне говорит: «Ну, пойдешь в храм, там она». Я говорю: «А где храм»? Ну, кругом грязища, развалины. Я пришла, в 1991-м году. Уже там как бы стройки там шли всякие. Моменты расчисток разные. И вот таким образом я пришла в монастырь. Увидела матушку. На следующий день я с ней поговорила, и я ей сказала: «Я у вас остаюсь». То есть я поняла, что не я говорю, говорит моя душа. А душой руководит или ангел-хранитель, или сама Богородица. Поэтому всё, что я делала, я делала практически вот не с тем разумением, вот святитель Игнатий об этом очень хорошо говорит. Что в монастырь надо идти как в омут с головой. То есть ни о чём не думай, ни о ком не думай. Если начнёшь думать...А это как, а то, как, а как родные посмотрят, а как вот эти, а что эти скажут...То есть практически вот у меня было действительно как в омут головой. Потому что моя сестра приехала через полтора где-то. Она говорит: «Ты че, с ума сошла»? Я говорю: «Таня, вроде нет еще». Она: «А как же это на работе»? Я говорю: «Съезди, рассчитай меня». И она съездила, рассчитала меня на работе. А сейчас она матушка сама, у нее муж священник.

Константин Мацан

— А как мама восприняла?

Игум. Смарагда

— Мама плакала целый год. Но ее утешили, сказали, что в монастырь идут или великие грешники, или великие праведники. И она успокоилась. Что уж ей там открылось, не знаю. Но факт то, что мама моя, она была очень смиренной женщиной. Вот нас пятеро детей, мы каждый тянули ее в свою сторону. Но она была очень смиренной женщиной.

Константин Мацан

— А как вы вообще начали в храм ходить, жить церковной жизнью после вот этого юношеского такого, если угодно, сопротивления.

Игум. Смарагда

— Знаете, я первый раз, когда пришла в храм, я одному батюшке, он уже упокоился. Царство ему небесное, отцу Роману. Я вот ему исповедовалась. А потом, когда брат меня зовет в храм, а я говорю, что у меня голова болит, давай в другой раз. Он в следующий раз мне говорит, что ну пойдем в храм-то. Я говорю: «Ой, слушай, у меня так спина болит». Ну это действительно так, я не придумывала. Ух, так спина болит. Я говорю: «Давай в другой раз». Ну вот однажды мы пришли в храм. Я раза три выходила из храма. Представляете, как вот бес крутил человека. А потом он мне говорит: «Слушай, да что ты все бегаешь? Ну постой ты спокойно». Я говорю " Ты знаешь, я не могу, мне плохо«. И он говорит: «Ну слушай, ну ты хоть умри в храме, но стой». И я мысленно обращаюсь к Богу со смирением, с таким глубоким, говорю: «Господи, ведь вот если я сейчас выйду, неизвестно, войду ли я когда-нибудь туда, помоги мне достоять до конца всей службы. До конца всей службы, и молебен простоять». Вы знаете, с меня отчетливо спрыгнули, с моих плеч. Я почувствовала такую легкость, я почувствовала такую радость, я простояла всю службу до конца, и потом еще батюшка нас всех покропил святой водой. После этого я свободно стала ходить в храм, сама. Никто меня не тянул туда. А когда папа у меня умер в 89 году, мне вообще захотелось, чтобы ему там было легче каким-то образом. И в 91-м я ушла. То есть он как бы был предтечей нашего воцерковления всех.

Константин Мацан

— У нас сегодня в гостях игуменья Смарагда, настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в городе Алапаевск. У микрофона Константин Мацан, мы скоро вернёмся к нашему разговору, не переключайтесь.

Константин Мацан

— Светлый вечер на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня игумения Смарагда, настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря города Алапаевска. Мы продолжаем наш разговор. Вы уже дважды упомянули об отце Кирилле Павлове, знаменитом старце из Троице-Сергиевой Лавры. А вот чему, может быть, самому главному, он вас научил в плане веры и отношений с Богом?

Игум. Смарагда

— Самому главному он меня научил — это различать, где истина, где ложь. Отец Кирилл, он был необыкновенно смирен, скромен, и как бы он служил. То есть любому человеку он служил. И он любил, мог любить так, что тебе казалось, что ты один-единственный у него на всём белом свете. Это вот черта всех старцев. Отец Павел Груздев тоже, вот к нему придут, например, и он всех их обнимет. Всех их прижмёт к себе, поцелует, и каждый потом хвастается: «Вот мне батюшка то и то».

Константин Мацан

— То есть так интересно у нас в программах на Радио ВЕРА не раз были люди, которые знали отца Кирилла Павлова, в частности, но были либо его духовными чадами, либо просто учились в лавре. И вот каждый ваши слова повторяет: «У нас было ощущение, что он меня любит больше всех, как единственного. Больше всех».

Игум. Смарагда

— Это черта всех истинных старцев. Они могут, вот именно у них очень широкое сердце, и они в это сердце вмещают, можно сказать, вот батюшка отец Кирилл всю Россию вмещал практически. Отец Наум, я тоже к нему ездила. Сначала я первый раз, когда я поехала, это к отцу Науму. Я приехала. Он тоже покрывал своей любовью всех и вся. Но у него немножко другой был почерк. То есть он мог и грозно сказать, и обличить. Батюшка, отец Кирилл, он в этом плане был «мамой». Вот если называли там отца Наума «папой», а батюшка Кирилл был «мама» в Лавре. Вот. Его очень любили все семинаристы, и не только семинаристы. Вот я у него когда бывала на исповедь, меня Господь сподобил. 12 лет я к нему ездила, матушка меня благословила, говорит: " Вот это будет твой духовный отец«. Вот. И я к нему, у меня письма его сохраняются, у меня 15 писем его есть, как утешение мне. Мы с ним переписывались. И когда вот я к нему приезжала, он всегда мне давал читать исповедь. Вот эту общую исповедь, всегда я читала. И вот приезжаешь к нему, даже вот в Переделкино, например, я была у него. Такие маститые, архимандриты там были, у них такие бородищи, вот такие вот, прям такие строгие взгляды, брови серьезные. Только начинается вот эта исповедь, батюшка начинает эти слова: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И ты чувствуешь, что он тебя на руках подносит к Богу и просит за тебя. За одного лично, и смотришь...А тут архимандрит слезы утирает, там рыдание в углу... У него ни разу на исповеди, не было такого, чтобы кто-то не плакал.

Константин Мацан

— Потрясающе!

Игум. Смарагда

— Да. Потому что, когда он читал молитвы, он не тараторил, никогда. Он всегда вдумчиво и глубоко читал молитвы. Было ощущение, что он её говорит сердцем из сердца. Понимаете? И когда я у него спрашивала про Иисусову молитву...Прости меня, Господь. Может быть, это не очень нужно всем и вся знать, но он мне говорил: «Матушка, не счёт и не количество важно, а важно состояние души. Вот, например, возьми себе 10 минут, там именно только посвяти этой молитве». Сколько вы раз её прочитаете, это не важно, но так, чтобы она дошла до Бога! И чтобы ваше сердце умягчилось и услышало ответ Бога. То есть вот именно так он учил меня. И когда я у него спросила: «Батюшка, а какую мне первую книгу прочитать»? Он мне говорит: «Матушка, очень замечательная есть книга, двухтомник Харитона игумена Валаамского». Самой первой была вот эта книга об Иисусовой молитве, вот этот вот двухтомник. Вот он мне еще его. Это где-то 1995 год. Он мне его благословил, даже денег дал мне на эту книгу, чтобы я ее купила. Да.

Константин Мацан

— А с какими еще, ну если угодно, людьми святой жизни, старцами, ну или в широком смысле слова духовными наставниками вас жизнь сводила? Кто был наиболее значим?

Игум. Смарагда

— Вот батюшка Отец Павел Груздев. Он когда к нам приезжал в Толгу, все говорили: «Пасха у нас сегодня, Пасха. Батюшка приехал». Я первый раз, когда он приехал, я не понимала еще смысла. А когда подошли к нему...Знаете, к таким старцам, когда подходишь под благословение, как будто ты причастился. Ты отходишь и чувствуешь, что в тебе все изменилось. И крестили они всегда, не просто вот руку на лоб положили и все, нет. Они крестили широким крестом. Касались чела, груди обязательно, плеча. То есть они тебя полностью ограждали этим крестом, и давали всегда целовать руку. То есть вот это был почерк тех старцев, которые прошли тюрьмы, которые прошли вот какие-то испытания в Отечественную Великую Войну. Они были другими. Именно вот по отношению к людям.

Константин Мацан

— Вы как настоятельница монастыря сейчас в Алапаевске до этого много лет провели в Толгском монастыре видите надо принимать и полагать молодых монахинь. Я не знаю какой возраст у вас в средний сестер, но я вас хочу спросить вот о тех, кто сегодня приходит в монастырь. Ведь есть же стереотип о том, что девушки уходят в монастырь из-за несчастной любви. Я говорю об этом как о стереотипе. То есть это такое, может быть, далеко не всегда верное представление, которое... А какого истинное представления неизвестно тем, кто изнутри об этом ничего не знает.

Игум. Смарагда

— Я хочу сказать, что в монастырь уходят именно по призванию Божьему. То есть, вот, например. Молодая девушка ходит в храм, начинает ходить в храм. И постепенно ощущает, что ей всё уже неинтересно: разговоры с подружками о женихах, ещё что-то. А она хочет углубиться в отношения с Богом. То есть ей хочется чаще к нему обращаться. Хочется чаще молиться. И она как бы уже ищет другого смысла в своей жизни. Она ищет другого смысла. Но сегодняшняя молодёжь, она немножко отличается. У нас очень много сейчас информации. Всякой-всякой разной. То есть вот когда мы пришли в монастырь...Я пришла с двумя книжками, не было церковных книг, ничего не было. А сейчас, например, они могут услышать всё, что угодно. И повредить себя, слушая всё подряд. Вот если, например, слушать Радио ВЕРА, но потом послушать там какого-то батюшку, который уже в запрещении...У которого там какие-то заблуждения есть. Ведь людей сейчас много и прельщённых, и всяких разных. И поэтому, когда девушка вот этого всего наслушается и насмотрится, она, конечно, будет страдать. Страдать от всего этого, или в секте побывает в какой-то. Особенно вот девушек молодых завлекают в секты, очень много: иеговисты, баптисты. Вот у меня тетя была, ей даже сказать «Царство Небесное» мне трудно, потому что я всегда говорю: «Господи, прими ее в своем милосердии, сотвори по Твоей благости с ней», потому что она так и умерла нераскаянная. Была иеговисткой в секте Иеговы. Так им нужно было приводить туда как можно больше людей. Поэтому, когда они их туда приводили, то получали какие-то там повышения в своих кругах. И она, вот что самое интересное...Она приехала к нам в гости. Мы встали перед обедом помолиться. Мы крестимся, мы кланяемся, как обычно, да, вот читаем «Отче наш». Она стоит полностью равнодушной, и я обратила внимание на её глаза. Мёртвые. Глаза-то мёртвые. Понимаете, вот когда нету жизни духа в человеке. А как правило, вот я 20 лет водила экскурсии, я видела разных самых людей. Воцерковлённых, и только переступающих порог храма, и тех, кто постоянно причащается, и тех, кто в жизни никогда не причащался. Все написано на лице. И вот этот опыт, он сразу же показывает человека. И когда человек, например, в старости...Что человек творил в жизни, какие у него были «страсти», какие у него были наклонности...Это в старости как резцом вырезано на нём. И поэтому, когда человек далёкий от Бога, как правило, он потемневший лицом. И никогда у него не бывает доброжелательного взгляда. Никогда. Потому что человек мёртвый духом. Потому что дух даётся только в Таинствах. Дух даётся только за смиренное сердце. Господь же не зря сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Ещё там: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать». Но в наше время смиренное сердце обрести — это очень сложно. Уже когда я была юная, нам в школе твердили: «Ты что? У тебя самолюбия что ли нет? У тебя гордости что ли нет?». Мы воспитаны на этом были. И мы придём, на нас если матушка разозлится, говорит: «Ух, комсомолки такие-сякие». Понимаете? То есть это вот гордыня шла с нами по жизни. Чтобы потом перевоспитаться в монастыре, это нужно или с юности туда прийти, или понять, для чего ты туда идёшь.

Константин Мацан

— Ну а вот то, о чём мы сейчас сказали, это же такая колоссально важная тема не только для тех, кто в монастырь идёт, а для любого человека, который пытается свою жизнь перед Богом выстраивать. Вот совершенно точно, что гордость, самолюбие, успех, самореализация — это такие вот «идолы». С которыми мы все живём, и страшно от них куда-то деться, «от них первые есть аз», кто с этим живёт. Потому что кажется, что если ты против этих идолов восстанешь, то ты всё потеряешь. А как ты будешь жить? Ты останешься нереализованным, на обочине жизни, без денег и так далее и тому подобное. То есть ты будешь аутсайдером, что называется. Человеком-неудачником по-русски. И страшно на это решиться, и страшно вообще признаться себе, что смирение — это тот путь, по которому нужно идти. А вот как себя на это настроить? Как не побояться вот эти слова Господа о необходимости смирения воспринять и к себе применить?

Игум. Смарагда

— Вы знаете, это нужна решимость. Это как солдат. Вот он, например, на поле боя...Если он не обретёт решимость забыть о себе и делать, вот этот подвиг, никогда он не сотворит этого. Точно так же, когда ты идёшь, например, в монастырь, нужно решиться. Даже вот на первую исповедь нужно решиться, потому что первая исповедь — это подвиг, подвиг души. И я вот помню, приготовилась на исповедь. 17 лет я не ходила в храм, к примеру. Ну так вот забегала. Ну, когда училась, я говорила: «Господи, если сдам экзамен, я тебе свечку поставлю. Господи, ну я бы могла и лучше сдать! Господи, ну ладно, если...». Вот так вот я торговалась с ним. Я говорю: «Господи, ну если уже я сдам вот следующий экзамен, ну, может, я тогда уже пойду свечку поставлю». В конце концов, совесть всё-таки замучила. И я пошла в храм. Естественно, я пошла в джинсах, как и все молодые девушки ходят. Пришла, башка вот такая, это самое навороченная. И меня одна бабушка делает замечание: «Бессовестная. В каком виде ты в храм пришла»? Ну а я так дерзко, вольно ей говорю: «Бабушка, ты молишься и молись, а я ведь я не к тебе пришла». Понимаете, вот моя наглость, самоуверенность. Вот до такой степени могли дойти, а мне бы нужно было сделать ей низкий поклоны, сказать: «Бабушка прости меня, я тут тороплюсь бегом, то и сё». Хотя был и такой случай, что одна девушка вот так же тоже пришла в храм накрашенная и всё прочее. И какая-то бабушка ей сделала замечание, говорит: «Ты такая галка намазанная! Пришла ты сюда в храм, а у тебя губы накрашенные». Девушка расплакалась и ушла, сказала: «Больше никогда не приду в храм». И вот этой старушке ночью снится, представь, Пресвятая Богородица, и грозно ей говорит: «Ты что натворила? Я восемь лет у престола лью слезы за эту душу. И вот она сегодня переступила порог храма, а ты все разрушила. Иди и умоляй эту девушку, чтобы она вернулась в храм». Назвала ей адрес, где живет эта девушка. И та пошла, девушке все рассказала. И та стала прихожанкой храма.

Константин Мацан

— Игумения Смарагда, настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Алапаевске, сегодня с нами в программе Светлый вечер. Ну вот, теперь я вас хочу спросить, собственно говоря, об Алапаевске. Об этом месте, где вы несете послушание. Сколько лет?

Игум. Смарагда

— Семь лет.

Константин Мацан — Вот до этого вы много лет были в Толгском монастыре. Переезд в Алапаевск, к этим местам, связанным с мученицей Елизаветой Фёдоровной, как в Вас отозвался? Что для себя вы там, не знаю, если угодно нового важного открыли, о жизни человека, о вере? Легко ли было менять место служения, послушания?

Игум. Смарагда

— Я очень сильно противилась этому. Я не хочу рассказывать сейчас это на эфир. Но у меня была причина почему я смирилась и поехала. Потому что это было благословение именно отца Кирилла. Мы с ним только двое знали эти слова, которые он произнес тоже в моем сердце. И когда я уже, когда грозно это было сказано, я спохватилась и говорю: «Нет-нет, матушка, ни как я, а как воля Божья». Но промысел Божий был глубже и дальше. Самое первое мое знакомство с Елизаветой Федоровной произошло в Марфо-Мариинской обители. Мы несли послушание. В 99-м году был такой магазин «Толга» в Митино, и мы туда ездили. У нас там был столик, мы там торговали свечками, иконочками, цепочками из Толгского монастыря. Вот. А ночевали и жили мы в только-только открывшимся Марфо-Мариинском монастыре. И вот однажды я лежу и смотрю на потолок. И вот там такая лепнина красивая, я так думаю: «Интересно. Вот какая душа должна быть у человека, который вот устраивал здесь всё это. И эта первая мысль у меня мелькнула про Елизавету Фёдоровну. Что это была очень тонкая, очень гармоничная натура, которая могла всё вокруг себя украшать. А второй момент был такой. Там была послушница одна, сейчас она монахиня в Гефсимании, в Иерусалиме, она иконописец сейчас. Она была послушницей тогда в этой обители. И она мне говорит: «Слушай, матушка, пойдем с тобой читать акафист Елизавете Федоровне». Там было, я не знаю, что это было за покрывало. Мне она сказала, что это было покрывало, которым были покрыты мощи, когда их перевозили с Алапаевска. Бархатное покрывало. От него действительно, когда мы прикладывались, ощущение запаха мощей было. Такой святости какой-то. Святость, она, конечно, не имеет запаха. Но там было ощущение ладана. Сильное причем ощущение. И, по-моему, там, она мне говорила, даже капли крови были. И мы с ней на коленях стояли и читали Акафист Елизавете Федоровне. А потом я Елизавету Федоровну попросила. Говорю: «Елизавета Федоровна, мне бы хотелось к твоим мощам приложиться, может ты меня сподобишь когда-нибудь в Иерусалиме-то побывать, к тебе приложиться». Она мне устроила это в 2002 году. Матушка мне устроила поездку, но это было без визы. Это было наше, как говорится, очень эксклюзивное путешествие. И вы знаете, даже в тюрьме мы там сидели.

Константин Мацан

— Ничего себе!

Игум. Смарагда

— Да. Нас охраняли там с автоматом. У нас была группа. По-моему, 21 человек. Из них было четверо священников и была матушка Елизавета. Царствие ей Небесное. Я была, и мне тогда вот в эту поездку сказала Игуменья Георгия: «Матушка, ты обязательно будешь Игуменья». Я говорю: «Матушка, помолитесь, чтобы этого не было». Она говорит: «Матушка, тебе этого не миновать». Это был 2002 год, а я стала игуменьей в 2017-м году. Видите, как они далеко смотрели эти святые души. Царство Небесное матушке Георгии. И самое интересное, что к Елизавете Федоровне, когда я пришла в этот храм, где мощи находились, у меня была последняя свечка. Свечки были из Троице-Сергиевой Лавры, мне целый большой пук дали, чтобы я везде ставила. У меня осталась одна единственная. А мне хотелось и Варваре поставить, и Елизавете Фёдоровне. Ну думаю: «Елизавете Фёдоровне поставлю». И вот я ставлю её на подсвечник, обычный подсвечник. А свечка падает. Не ставится. И потом выяснилось, что это подсвечник для Варвары. А Варвара, по своему смирению, эту свечку не приняла. Я перепутала их. У них гробы одинаковые, вот всё одинаковое.

Константин Мацан

— То есть вы ставили Елизавете Фёдоровне, а на самом деле это был подсвечник Варвары.

Игум. Смарагда

— А это была Варвара, и она не принимала. Свечка падала, периодически падала она. Думаю: «Ну ладно», приложилось, пошла к следующему. Где лежит Елизавета Федоровна, как уже потом выяснилось. Свечка встала как вкопанная! Я подошла, удивилась, говорю: «Надо же, свечка как вкопанная встала». Потом читаю. А это «Елизавета Федоровна». Потом какой еще момент. Мне вдруг захотелось однажды написать стихотворение. Я написала в 98-м году, по-моему, «Великая матушка» стихотворение. И ещё у меня было стихотворение, посвящённое 80-летию Алопаевских мучеников. Почему? Не знаю. Вдруг, ни с того ни с сего, мне захотелось вот как бы и про них написать. Но оно не сохранилось. Как их в шахту бросали. А вот «Великая Матушка» у меня вошло в сборник стихов. И теперь, значит, когда я однажды, ну, у меня было поручено, одно время я составляла службы, акафисты. И меня одна матушка попросила составить службу с акафистом преподобномученице. А потом подарила мне частицу мощей Елизаветы Фёдоровны. Буквально, может, месяца за три как мне уехать оттуда. Был такой ещё случай с Елизаветой Фёдоровной. Мы приезжаем в 2012-м году в Екатеринбург со святынями Толстого монастыря. Я была хранительницей. Я ездила по всей России. Мы ездили 8 лет со святынями. Несколько сестер нас в Толгского монастыря. Калмыкия, Чувашия, Татария... Где мы только не были. И в Краснодаре, в Ростов-на-Дону. А самое интересное то, что мы приехали в Екатеринбург, когда там Владыка появился Кирилл. Мы приехали в 2012 году. 18 городов мы объехали. 18 городов со святынями за три недели. Я еще удивлялась какие чудные названия «Тавда», «Ревда», «Реж» и всякие такие. И потом я стояла во дворе этого монастыря, зашла туда. Сестёр поздравила в Алапаевске. Там ещё храм, он был как бы наполовину построен. Территория была совсем другая. И в Напольной школе ещё не было музея как такового. Там было только две комнаты и школьники учились. Я стою во дворе и говорю добрые им пожелания: «Чтобы у вас и храм построился, чтобы у вас тут и монастырь был. И всё, всё.». И уехала. А вот ровно через пять лет я оказалась настоятельницей этого монастыря. Но напрочь забыла, что я там была. И вдруг мне одна сестра говорит: «Матушка, мы ведь вас помним». Я говорю: «Как вы меня помните, откуда»? Она говорит: «Так вы же, когда святыни приезжали, вы к нам заходили». Я говорю: «Правда»? Представляете, вот напрочь просто забыла. И приехала я туда в свой день пострига. У меня было 22 года монашеского пострига, на Алексея Человека Божия. А где я сейчас живу, это бывшая улица Алексея человека Божьего, сейчас она называется Ленина 79.

Константин Мацан

— Да. А каково это, нести служение в монастыре, который построен, существует недалеко от места кровавой трагедии?

Игум. Смарагда

— Ну, это тяжело, конечно. Но дело в том, что у меня была очень хорошая закалка и закваска в Толге. Я прошла там путь от пастуха до благочинной. Поэтому послушания мне все были известны. Духовная жизнь у меня тоже шла под руководством мудрых таких людей. Много я перечитала книг. Святых отцов, я перечитала практически буквально очень большое количество. Не буду говорить, что всех, это слишком громко сказано. Но святителя Игнатия не по одному разу, его все творения. Я когда пасла коров, а я 4 года пасла коров, у меня были такие моменты, что... Вот с быком встреча с разъяренным вот на таком расстоянии. И меня ничто не могло спасти. Меня мог спасти только один Господь Бог. И когда я внутри себя, всем существом, закричала «Господи, помилуй», ситуация изменилась. Буквально хватило этих слов. Потому что вслух я не могла кричать, он бы меня на клочочки разорвал бы просто. Три с половиной года ему было, такие вот у него были рожища. И он бежал. Я ему не нужна была. Это просто было искушение. Он бежал, просто игрался там в своем стаде, потом развернулся и резко пошел на меня. Тропинка узенькая, обрыв, Волга, а здесь бугор. То есть мне деваться было просто некуда. И вот когда третий раз я прокричала «Господи, помилуй!» внутри себя, бык в эту минуту как будто очнулся! Вот у него красные глаза...Смотрю, возвращается у него синева, то есть он становится красивым быком опять. И я его потихоньку разворачиваю, говорю: «Пестрик, Пестрик, назад, назад, иди, иди». И в этот день его отправили. На машине шесть мужиков его заводили. Потому что это была громадина, будьте здоровы, какая. И вот тогда, в тот момент, когда жизнь и смерть. Познаёшь, что такое молиться всем существом.

Константин Мацан

— Матушка, спасибо огромное за нашу беседу. Так много важного, ценного и такого сокровенного о духовной жизни вы нам сегодня открыли. У меня местами просто мурашки от того, как точно и просто вы об этом рассказываете. Даже говорить особо много ничего не надо, я думаю, что все, кто программу сейчас слушал. Друзья, если слушали не сначала, то можно послушать, переслушать на сайте radiovera.ru, это того стоит. Спасибо огромное! Матушка Смарагда. Настоятельница Свято-Елисаветинского женского монастыря в Алапаевске была сегодня с нами в программе Светлый вечер. Я надеюсь, не в последний раз мы с вами встречаемся на волнах нашей радиостанции. У микрофона был Константин Мацан. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем