На картине «Изведение Апостола Петра из темницы» изображён эпизод, описанный в книге «Деяния святых апостолов». Петра, обречённого на казнь, ночью чудесным образом спасает ангел. Эту работу Александр Витберг написал в 19 лет!

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Третьяковскую галерею! Аня так много рассказывала про вашу работу и галерею.
— Не за что, Витя. Да, внучку Анечку я сюда часто водила.
— Помню, когда мы с Аней только познакомились, я был поражён тем, сколько всего она знает о картинах.
— А мне Анечка рассказывала, что у тебя настоящий талант художника. Она считает, что некоторые твои картины не хуже, чем у признанных мастеров. А ты ведь пока закончил только первый курс художественного института.
— Спасибо ей за такую лестную оценку. Хотя неизвестно, сколько ещё лет пройдёт, прежде чем я смогу написать хоть что-нибудь достойное галереи.
— Может быть, потребуется и не так много времени. Взгляни на картину напротив. Она называется «Изведение Апостола Петра из темницы». Художник Александр Витберг написал её в 1806 году. Тогда ему было всего 19 лет.
— Прямо как мне сейчас... Маргарита Константиновна, расскажите, пожалуйста, про это полотно.
— Здесь изображён эпизод из жизни апостола Петра, он описан в книге «Деяния святых апостолов». Петра, заключённого за проповедь Христа в темницу, чудесным образом спасает ангел. Он выводит апостола из открытой двери башни, где тот был заточён. Вокруг сумрак, рядом на ступенях спит стража. Вдали виднеется город.
— Свечение, исходящее от ангела, изображено на полотне так искусно! Свет проходит сквозь тьму и будто побеждает её.
— Ты прав. Здесь свет словно символ надежды.
— Точно... Мне кажется будто Пётр удивлён...
— Возможно, ведь сначала Пётр принял происходящее за видение. Он спал, когда ночью в темницу явился Ангел. Небесный посланник разбудил апостола и сказал следовать за ним. Утром Петра должны были казнить... Апостол чудесным образом выжил, но годы спустя был распят за свою веру.
— Меня очень впечатлила история об освобождении Петра! С помощью холста и красок художник смог рассказать такой удивительный эпизофд из жизни апостола. Полотно Александра Витберга выше всяких похвал!
— Именно за картину «Изведение Апостола Петра из темницы» мастер был удостоен звания академика. Правда, только спустя 10 лет после её написания, в 1816 году.
— 10 лет — весьма большой срок! Но, как говорится, «лучше поздно, чем никогда». А есть ли у Александра Витберга другие значимые полотна?
— Ещё до получения звания академика Витберг написал несколько картин, отмеченных наградами. Например, в 1808-ом Императорская Академия художеств отметила мастера золотой медалью за картину «Три отрока». Она тоже посвящена истории чудесного спасения, но только ветхозаветной. О том, как во времена вавилонского пленения еврейских отроков бросили в печь за отказ поклоняться золотому идолу. Однако их спас от огня явившийся ангел.
— Похоже, мастера волновала эта тема... Наверное, поэтому он всецело посвятил себя живописи! Это вызывает уважение.
— Витберг занимался не только живописью. В 26 лет он начал изучать архитектуру. Вскоре его проект храма Христа Спасителя в Москве был отмечен императором Александром I. Царь тогда сказал молодому архитектору: «Вы заставили камни говорить». Но это здание по ряду причин так и не возвели. Зато по чертежам Витберга был спроектирован величественный Александро-Невский собор в городе Вятка, нынешнем Кирове.
— Маргарита Константиновна, меня невероятно воодушевил разговор про Витберга! Как закончим нашу экскурсию по Третьяковской галерее, побегу за мольберт. Пора дописывать картину, над которой работаю уже полгода.
— Замечательно, Витя! А мне вспомнилась хорошая фраза: «порой в музей нужно приходить ради только одной картины». И такой картиной, несомненно, может быть полотно Александра Витберга «Изведение Апостола Петра из темницы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия