
«Чудо на Гудзоне», студия FilmNation Entertainment, Flashlight Films, Malpaso Productions, RatPac Entertainment, The Kennedy/Marshall Company, Village Roadshow Pictures, Warner Bros. Pictures, режиссёр Клинт Иствуд
— Алло?
— Звоню сказать, что всё в порядке.
— Отлично.
— Случилась авария. Я цел. На удивление, ни царапины. Включи телевизор.
— Что значит, включи телевизор?
— Лори, не могу сейчас говорить. Позвоню тебе с пирса, когда всё закончится. Я сел на Гудзон...
15 января 2009 года капитан пассажирского самолёта Салли Салленбергер выполнял свой обычный рейс из Нью-Йорка в Северную Каролину. Через полторы минуты после взлёта авиалайнер, на борту которого находилось 155 пассажиров столкнулся со стаей птиц. Оба двигателя отказали. На высоте всего около 1000 метров капитану предстояло за считанные секунды принять верное решение. Диспетчер настаивал, чтобы он попытался вернуться в аэропорт. Однако на столь низкой высоте с неработающими двигателями, пилот счёл возвращение невозможным. И решился на рискованный шаг — приземлиться на реку Гудзон. Это происшествие в мировой прессе назовут «Чудом на Гудзоне». А в 2016 году американский актёр и режиссёр Клинт Иствуд снимет о событии одноимённый художественный фильм. Фрагмент из него мы с вами сейчас услышали.
Картина «Чудо на Гудзоне» получила такое название в российском прокате. В оригинале же режиссёр назвал свою ленту «Салли» — по имени главного героя, капитана Салли Салленберга. И не случайно: большая часть фильма посвящена его переживаниям, внутреннему духовному и психологическому конфликту. После знаменательной посадки на воду жизнь пилота словно разделилась надвое. Журналисты называют его героем. А вот у комиссии, расследующей причины и последствия аварии, оказалось немало вопросов. Руководство уверено: у пилота были все шансы посадить самолёт не в водах Гудзона, а в аэропорту Ла Гуардиа. Сможет ли Салли доказать обратное, и как он будет это делать? Станет ли отстаивать свою правоту? Или снова выберет другой путь? Режиссёр картины Клинт Иствуд говорил, что ему хотелось исследовать внутренний мир человека, который сделал всё, чтобы спасти жизни людей, но подвергся за это серьёзным обвинениям.
В одном из эпизодов фильма, во время заседания комиссии по расследованию аварии, напарник Салли — второй пилот Экхарт, пытается объяснить: капитан прекрасно знал, на что идёт. Ведь ради спасения людей он не побоялся пожертвовать своей безупречной лётной репутацией. Сразу же после отказа двигателей он включил вспомогательную силовую установку, тем самым нарушив инструкцию. Но именно благодаря этому все остались живы и невредимы.
— Почему мы сегодня сидим здесь? Да потому что капитан Саллербергер не полетел в Ла Гуардиа. Я недавно прошёл стажировку на А-320-м, и уверяю, самолёт летел так хорошо, что мог сесть, где угодно лишь потому, что капитан Саллербергер запустил ВСУ.
— Он просто следовал инструкции.
— Нет. Нет! Это не так. Он действовал не по инструкции. Я знаю, потому что держал её в руках. Он запустил ВСУ сразу после падения тяги. Выполни он правило, мы бы разбились.
Актёр Том Хэнкс, исполнивший в картине роль Салли, считает, что событие, о котором рассказывает фильм, неспроста назвали чудом. «В том, как всё произошло, без сомнения видна рука Бога, который способен наделить человеческий дух удивительной силой», — говорил актёр в одном из своих интервью. Кстати, консультантом фильма выступил сам капитан Салли Салленбергер. Он вспоминал, что в момент приземления на воду мысленно молился. Делать это вслух он не мог, поскольку согласно правилам, во время посадки самолёта в кабине пилота должна соблюдаться полная тишина
Режиссёр картины «Чудо на Гудзоне», Клинт Иствуд, признавался, что, в своей картине ему хотелось немного глубже взглянуть на известное во всём мире событие и его участников. Например, увидеть Салли не только героическим пилотом, но и любящим мужем и отцом. Быстрыми, яркими штрихами рассказать трогательные истории некоторых пассажиров. А главное, сделать кино простым, понятным и трогающим душу. На мой взгляд, всё это ему удалось.
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О важности труда биографов

Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема