
«Чудо», студия Lionsgate, Mandeville Films, Participant Media, Walden Media, режиссёр Стивен Чбоски
— Итак, Огги...
— Что?
— Привет. Как первый день в школе?
— Земля вызывает Огги. Тебе задали вопрос. Как прошёл твой день?
— Хорошо.
— То есть, хорошо — просто хорошо?
— Или хорошо — плохо, но ты не хочешь говорить?
— Хорошо, чего вы от меня хотите? Всё хорошо!
— Ладно, ладно!..
11-летний Август Пуллман — Огги, как зовут его в семье — вернулся из школы. Это был его первый день среди сверстников. Раньше Огги учился дома, и преподавала ему его собственная мама. Он вообще редко куда-то выходил, а если приходилось покинуть дом, то надевал на голову игрушечный шлем астронавта. Мальчик родился с деформацией лица — редким генетическим заболеванием. Понадобилось 27 пластических операций, чтобы хоть как-то выправить его наружность. И всё равно внешне Огги сильно отличается от других детей. Отдав сына в обычную школу, родители надеялись, что он сможет адаптироваться к жизни среди ровесников. Но, кажется, первый же учебный день выдался непростым...
Фильм «Чудо» — фрагмент из него мы с вами только что услышали — вышел на экраны в 2017 году. Снял его американский режиссёр Стивен Чбоски. Картина завоевала приз Международного кинофестиваля в Хартленде и получила массу положительных откликов от зрителей и кинокритиков. В основу сценария легла одноимённая повесть американской писательницы Ракель Паласио. Однажды книга попала в руки Стивену Чбоски, и поразила его до такой степени, что он немедленно написал автору и попросил разрешения её экранизировать. Писательница дала согласие и рассказала режиссёру о том, как родилась идея её текста. Однажды Паласио с маленьким сыном стояла в очереди в супермаркете. Неожиданно она заметила рядом девочку с лицом, искажённым болезнью. Схватив сына, женщина убежала — ей не хотелось, чтобы её ребёнок это видел. Но уже через несколько минут она устыдилась своего поступка. Так появилась повесть о мальчике, не похожем на других, и о людях, которые его окружают.
«Я подумал, что эта история может на многих подействовать исцеляюще», — рассказывал Стивен Чбоски. Режиссёр подчёркивал, что в своей картине хотел поговорить о важности доброты к тем, кто рядом, об умении видеть не только внешность, но и душу человека. В результате получился увлекательный и в хорошем смысле поучительный фильм, который здорово будет посмотреть в кругу семьи, вместе с детьми.
На мой взгляд, картина «Чудо» — ещё и о преображении человеческой души, о раскаянии. В одном из эпизодов директор школы, где учится Огги, вызывает к себе его одноклассника Джулиана вместе с родителями. Джулиан дразнит Огги из-за его физического недостатка и настраивает против него остальных ребят. Отец и мать ничуть не осуждают за это сына. Но несколько простых слов директора — и мальчик вдруг на глазах меняется.
— Чего вы добиваетесь? Чтобы мы лебезили перед каждым ущербным ребёнком? Подумаешь, какая большая обида! Этим вы никак ему не поможете.
— Миссис Алмонс. Огги не может изменить внешность. Значит, нужно изменить наше отношение.
— Спасибо вам за всё. Осенью мы не вернёмся.
— Идём, Джулиан.
— Вставай.
— Мистер Ташман! Мне очень стыдно.
— Я знаю, Джулиан...
Замечательно отозвалась о картине «Чудо» актриса Джулия Робертс — она сыграла Изабель Пуллман, маму Огги. «Этот фильм дарит радость и напоминает о том, как важно быть добрыми друг к другу — просто дружески улыбнуться, пожать руку, сказать „привет“. Иногда этого достаточно».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.