По городу ползут упорные слухи, якобы какая-то девица окаменела и стоит уже с января. Оной веры нам недостаточно — нам чудо подавай! Небесного знамения, Отца-Господа в облаках! Девицы, застывшей посреди избы с иконкой в руке…
Герой фильма «Чудо» режиссёра Александра Прошкина, священник Андрей, говорит о знаменитом чуде, которое многим известно как «Стояние Зои». Произошло оно в Самаре в 1956 году, в один из самых активных богоборческих периодов советской эпохи: Хрущёв обещал показать по телевизору последнего попа, в храмах открывались клубы… И вот, на фоне всего этого случается необъяснимое: комсомолка, кощунствуя, пустилась в пляс с иконой святителя Николая в руках и прямо во время танца застыла посреди комнаты, словно каменная. И простояла 128 дней. Юрий Арабов, написавший сценарий для фильма «Чудо», положил в его основу именно то невероятное событие.
При этом и сценарист, и режиссёр решили не цитировать дословно историю самарского чуда. Прежде всего, они хотели поразмышлять на тему веры и неверия, способности человека воспринять собственную жизнь как чудо. Для этого создатели фильма ввели в документальную основу несколько параллельных сюжетов с вымышленными персонажами. И даже изменили имена реальных героев и места действия. Например, вместо Зои — Татьяна, вместо Самары — Гречанск.
Удивительно достоверно представлена в картине атмосфера провинциального советского города того непростого времени. А ещё с первых же кадров фильма повисает ожидание чего-то необыкновенного, сверхъестественного. И когда чудо случается, оно ошеломляет.
Хотя главную героиню Татьяну на протяжении фильма мы видим всего в нескольких эпизодах, они настолько сильные, что впечатление от них не отпускает до самого конца. Невольно чувствуешь и себя свидетелем грозного и поучительного чуда.
Поэтому с удивлением наблюдаешь, как реальные участники необъяснимого события пытаются отмахнуться от очевидного, ищут увиденному рациональное объяснение! Но в то же время, очевидно, что в их душах и сердцах что-то меняется. Чудо проникает в их жизнь и происходит с ними самими! Небольшое, незаметное на первый взгляд, но происходит! Например, с одним из героев фильма, журналистом Николаем Артемьевым, талантливым поэтом, вынужденным забросить творчество ради карьеры. Он работает журналистом и по заданию редакции едет в Гречанск — писать о чуде заказной разоблачительный фельетон. Вернувшись из командировки, Николай отвечает на вопросы жены:
— Скажи-ка мне, было ли чудо в Гречанске?
— Гм… голая медицина. Клинический случай.
— По какому случаю праздник?
— Меня выставили. Финита ля комедия.
— Из-за статьи?!
— Заявление по собственному желанию.
— А ты говоришь, что не было. Разве это не чудо, что ты развязался с газетой?! Ты теперь свободен, Коля. Можешь писать, как прежде. Ты ничем не связан. Спасибо, Господи! Спасибо Тебе за чудо!«
Ещё до выхода на экраны фильма Александра Прошкина «Чудо» некоторые скептики с опасением ожидали от режиссёра триллер. Но создатели картины показали нам глубокую притчу о том, как важно уметь увидеть чудо — не только грандиозное, такое, как показанное в фильме, но и небольшие, повседневные чудеса, которые происходят в жизни каждого из нас. Действительно, после просмотра картины на многие, казалось бы, незначительные вещи, начинаешь смотреть другими глазами, и мир словно становится ярче. Ведь, как выразил суть своего кинопроизведения сам Александр Прошкин, сказав: «Пока мы способны воспринимать чудо, мы — живы».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер