«Чудо» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Чудо»

* Поделиться

По городу ползут упорные слухи, якобы какая-то девица окаменела и стоит уже с января. Оной веры нам недостаточно — нам чудо подавай! Небесного знамения, Отца-Господа в облаках! Девицы, застывшей посреди избы с иконкой в руке…

Герой фильма «Чудо» режиссёра Александра Прошкина, священник Андрей, говорит о знаменитом чуде, которое многим известно как «Стояние Зои». Произошло оно в Самаре в 1956 году, в один из самых активных богоборческих периодов советской эпохи: Хрущёв обещал показать по телевизору последнего попа, в храмах открывались клубы… И вот, на фоне всего этого случается необъяснимое: комсомолка, кощунствуя, пустилась в пляс с иконой святителя Николая в руках и прямо во время танца застыла посреди комнаты, словно каменная. И простояла 128 дней. Юрий Арабов, написавший сценарий для фильма «Чудо», положил в его основу именно то невероятное событие.

При этом и сценарист, и режиссёр решили не цитировать дословно историю самарского чуда. Прежде всего, они хотели поразмышлять на тему веры и неверия, способности человека воспринять собственную жизнь как чудо. Для этого создатели фильма ввели в документальную основу несколько параллельных сюжетов с вымышленными персонажами. И даже изменили имена реальных героев и места действия. Например, вместо Зои — Татьяна, вместо Самары — Гречанск.

Удивительно достоверно представлена в картине атмосфера провинциального советского города того непростого времени. А ещё с первых же кадров фильма повисает ожидание чего-то необыкновенного, сверхъестественного. И когда чудо случается, оно ошеломляет.

Хотя главную героиню Татьяну на протяжении фильма мы видим всего в нескольких эпизодах, они настолько сильные, что впечатление от них не отпускает до самого конца. Невольно чувствуешь и себя свидетелем грозного и поучительного чуда.

Поэтому с удивлением наблюдаешь, как реальные участники необъяснимого события пытаются отмахнуться от очевидного, ищут увиденному рациональное объяснение! Но в то же время, очевидно, что в их душах и сердцах что-то меняется. Чудо проникает в их жизнь и происходит с ними самими! Небольшое, незаметное на первый взгляд, но происходит! Например, с одним из героев фильма, журналистом Николаем Артемьевым, талантливым поэтом, вынужденным забросить творчество ради карьеры. Он работает журналистом и по заданию редакции едет в Гречанск — писать о чуде заказной разоблачительный фельетон. Вернувшись из командировки, Николай отвечает на вопросы жены:

— Скажи-ка мне, было ли чудо в Гречанске?

— Гм… голая медицина. Клинический случай.

— По какому случаю праздник?

— Меня выставили. Финита ля комедия.

— Из-за статьи?!

— Заявление по собственному желанию.

— А ты говоришь, что не было. Разве это не чудо, что ты развязался с газетой?! Ты теперь свободен, Коля. Можешь писать, как прежде. Ты ничем не связан. Спасибо, Господи! Спасибо Тебе за чудо!«

Ещё до выхода на экраны фильма Александра Прошкина «Чудо» некоторые скептики с опасением ожидали от режиссёра триллер. Но создатели картины показали нам глубокую притчу о том, как важно уметь увидеть чудо — не только грандиозное, такое, как показанное в фильме, но и небольшие, повседневные чудеса, которые происходят в жизни каждого из нас. Действительно, после просмотра картины на многие, казалось бы, незначительные вещи, начинаешь смотреть другими глазами, и мир словно становится ярче. Ведь, как выразил суть своего кинопроизведения сам Александр Прошкин, сказав: «Пока мы способны воспринимать чудо, мы — живы».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем