
Жили в одной деревне старик со старухой. Неладно они жили — целыми днями бранились да ссорились.
Бывало, старик скажет старухе неласковое слово, а она ему два в ответ. Он ей пять — она ему десять. Так, слово за слово — и снова поссорились. А из-за чего, и сами уже не помнят.
Начнут виноватого искать — и опять повод для новой ссоры, на всю деревню крик поднимут.
Слушали их соседи, терпели, да и говорят как-то старухе:
— Говорят, в лесной чаще живёт старец-чудотворец. Многие люди к нему за советом ходят, никому он в помощи не отказывает. Сходи к нему — может, он и тебя научит, как перестать со стариком браниться.
Послушала старуха добрых людей и пошла в лес. Разыскала она старца-отшельника, рассказала ему про свои нелады дома, и просит: сотвори для нас какое-нибудь чудо.
Выслушал её старец, сходил в свою избушку и вынес оттуда маленький кувшинчик с водой.
— Вот тебе чудесная водица, — говорит он старухе. — Как придёшь домой, скажет тебе старик бранное слово, ты ничего ему в ответ не говори, а потихоньку отхлебни этой воды из кувшина. Только сразу воду не глотай, а держи воду во рту до тех пор, пока твой старик не угомонится. Может, и пройдут в вашем доме нелады.
Обрадовалась старуха, взяла кувшин с чудесной водицей и домой побежала. Только ступила за порог, старик брови сдвинул и принялся её бранить: где так долго ходила? Почему самовар не поставила? Когда она его ужином будет кормить?
Хотела старуха ему ответить по привычке, да вовремя про чудесную воду вспомнила. Отхлебнула она воды из кувшина, и начала молча на стол накрывать. А сама держит воду во рту, как отшельник велел, старается не проглотить раньше времени. Глядит старуха — замолчал старик, быстро угомонился.
Стала старуха самовар ставить, да неловко повернулась, загремела трубой. Снова начал старик бранить старуху. Говорит: что же такая нескладная, руки у тебя, что ли, не тем концом воткнуты?
Обидно старухе слушать такие слова, да она снова стерпела. Отхлебнула потихоньку водицы из кувшина и во рту держит, как старец велел. Опять старик быстро браниться перестал.
С тех пор так у них и повелось: только старик браниться начнёт, старуха сразу за кувшин с чудесной водой хватается. Глядишь, и умолкает скоро старик, да ещё и извинение за своё попросит. Так и перестали они браниться и ссориться.
Радуется старуха и всем рассказывает, какую чудесную водицу ей старец-отшельник дал. Хорошо помогла!
Недаром такая поговорка есть: несчастье головы — от языка.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











