
«Чучело», студия Мосфильм, режиссёр Ролан Быков
— Здравствуйте...
— Здравствуй.
— Я теперь буду учиться с вами.
— Ах ты, Чучело!
Картина, которая так и называется: «Чучело» — фрагмент из неё мы с вами только что послушали — вышла на экраны в 1983-м году. Фильм по одноимённой повести писателя Владимира Железникова снял Ролан Быков. Лента вызвала огромный общественный резонанс: одни упрекали режиссёра в чрезмерном сгущении красок, другие — наоборот, утверждали, что Быков не побоялся затронуть тонкую тему взаимоотношения подростков. Но мало кто тогда разглядел в картине «Чучело» духовный смысл. Даже сам режиссёр понял, что снял христианский фильм, только во время монтажа картины. Об этом в одном из своих интервью рассказывала супруга Ролана Быкова, актриса Елена Санаева, которая сыграла в киноленте роль учительницы. Быков однажды сказал ей: «Кажется, у нас получилась картина о гонении, распятии и вознесении».
Главная героиня фильма — шестиклассница Лена Бессольцева, её сыграла юная Кристина Орбакайте. Лена — новенькая в классе. Над ней подшучивают и называют Чучелом. Лена очень хочет стать своей в коллективе. И однажды вместе со всеми сбегает с урока в кино. А потом мальчик по имени Дима Сомов, всеобщий любимец, проговаривается о побеге учительнице. Лена случайно подслушивает их разговор. Класс наказывают. Подростки пытаются вычислить предателя, но у Сомова не хватает духа сознаться. И тогда Лена... берёт вину на себя. Она становится изгоем. Её начинают травить: пугать, преследовать, даже избивать. А Сомов не догадывается, что Бессольцева знает правду. Мальчик спокойно продолжал молчать. Он даже участвует в издевательствах над Леной. Но удивительное дело — девочка его не осуждает! Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова!
— Какая я дура, если б я ему сразу сказала, что я знаю, то он бы сознался! Ведь он же любит, чтобы его любили. Чтобы им восхищались. Он думал, что он — герой. Он тогда не знал, что он трус...
Как мы уже отмечали, сам режиссёр Ролан Быков признавал христианский подтекст в своей картине «Чучело». И хотя вложил он его в фильм не преднамеренно, тем более поразительно, что в результате получилась столь явная отсылка к Евангельским событиям — последним дням земной жизни Христа. Героиня берёт на себя чужой грех, претерпевает гонения и мучения, её предают и даже... казнят! В одном из самых напряжённых эпизодов фильма подростки надевают платье Бессольцевой на крестообразно связанные палки и сжигают его. А Лену заставляют смотреть и со смехом глумятся над нею, хлопая в ладоши и приговаривая: «Чучело — предатель!». Сцена эта снималась на территории разрушенного храма Вознесения Христова в городе Старица Тверской области — и в этом тоже, по-видимому, можно усмотреть режиссёрскую интуицию.
Картину «Чучело» критики называли остросоциальной, но на поверку она оказалась, прежде всего, нравственной и духовной драмой. Фильмом, в котором ощущается призыв к жертвенной любви и прощению. В финале картины, когда предательство Димы Сомова открывается, одноклассники Лены с изумлением обнаруживают, что она не собирается мстить виновнику своей травли.
— Ребята, Сомову — самый жестокий бойкот! Кто за бойкот? А ты?
— А я — нет.
— Ты его простила? Неужели простила?!
Ответ на этот вопрос — в кинокартине Ролана Быкова «Чучело». Как и ответы на многие другие самые жизненно важные вопросы — о сострадании, милосердии и любви к ближним — которые каждый из нас наверняка себе задаёт.
23 ноября. О глубине милосердия Божия

В 10-й главе Евангелия от Луки есть притча о милосердном самарянине.
О глубине милосердия Божия — игумен Назарий (Рыпин).
Господь в этой притче показывает, что всякий, кого перед тобой поставил Господь промыслом Своим, это и есть твой ближний, по отношению к которому ты можешь проявить милосердие. Именно так и нужно поступать. Поэтому эта притча показывает глубину милосердия Божественного.
Святые отцы зачастую этим милосердным самарянином называют Самого Христа, Который совершил таинство Евхаристии в Своей Церкви. И эта гостиница, как есть, — образ Церкви, куда Христос приводит человека на попечение пастырей духовных, чтобы они заботились о нём. И вино, и елей — как таинства Евхаристии или освящения, которые возливаются на израненную страстями, демонами душу человека.
И нам нужно понимать, что мы должны уподобляться Христу в том, чтобы помогать тем, кто оказывается рядом с нами. Поэтому ближний — это не кровное родство, не духовное родство, а это физическая близость того, кто оказался рядом с тобой и нуждается в твоей помощи. Если ты настоящий христианин, то ты, как милосердный самарянин, с большой буквы, — Христос, должен поступать так же, являя о нём заботу, милосердие, человеколюбие и милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О пришествии Христа ко всем народам земли
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова о Христе: «Придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе».
О пришествии Христа ко всем народам земли — игумен Лука (Степанов).
В этих словах апостол Павел кратко описал все действия Божии в отношении человечества, совершенные Им в Евангелии. Он приходит по обетованиям из ветхозаветных пророчеств, Он приходит долгожданным Спасителем мира, но не к иудеям только, к ближним Богу, но и к дальним — ко всем народам земли. Его пришествие, хоть и имеет исторические корни и географическое место определённое и связано непосредственно с Израилем, является Его долгожданной утехой и упованием, но при этом осуществляется пророчество, данное Богом самому Аврааму: «В семени твоём благословятся все племена земные».
Все выпуски программы Актуальная тема
23 ноября. О личности и трудах Михаила Погодина

Сегодня 23 ноября. В этот день в 1800 году родился историк Михаил Погодин.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Литературная гостиная Погодина и дом его видели у себя в гостях всех самых замечательных русских литераторов: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Фет, Майков. Погодин — замечательный издатель харизмы его, альманахи, в которых печатались будущие светила русской словесности.
Интересно, что первое впечатление об Александре Сергеевиче у Погодина было не то чтобы отрицательным, но и не вдохновил он его. Он назвал его вертлявым человеком, с ничего не обещающим будущим. Однако впоследствии гений Пушкина вполне был разгадан нашим издателем, и многие годы изучения русской словесности привели его к славянофильству.
Человек консервативных политических взглядов, он высказывал суждения на основании глубокого изучения западной и русской истории о том, насколько отлично было восприятие монарха, государя там и здесь. Если в Европе государя его вассалы рассматривали часто как соперника, то у восточного славянства государь — это отец нации, служение которому не за страх, а за совесть, собственно, и формировало психологию служивого человека-дворянина.
Замечательно, что дед Михаила Погодина был крепостным, а сам он, отроком живя при барском доме, знал лишь только грамоту, но его отличало неуклонное стремление к развитию, к самообразованию, так что уже в зрелые годы это был один из самых образованных и интересных в общении людей в России.
Все выпуски программы Актуальная тема







