
Мария Чугреева, автор программы "Частное мнение"
Почему праведникам через Бога открывается будущее? Почему они имеют дар учить и наставлять, а их духовные советы имеют огромную силу?
Один мой близкий человек страдал алкогольной зависимостью. Вернее, это была, как он сам говорил, реакция на обстоятельства его жизни. Он остался без работы, а поскольку до этого занимал руководящую должность, то вместе с работой ушла и финансовая стабильность, и уважение сослуживцев, упала самооценка. Он чувствовал себя ненужным и подавленным... Как часто бывает, алкоголь кажется спасением, неким выходом из ситуации, в которую тебя поставила жизнь. Забывшись на какое-то время, он потом снова погружался в еще большее отчаяние. Состояние безысходности накрывало.
Снова алкоголь, и так по кругу. Сердце периодически сбоило, и было понятно, что ничем хорошим это все не закончится. Будучи человеком верующим, он итак понимал весь ужас того, что с ним происходило, но выйти из этого штопора самостоятельно он не мог.
Однажды, от своих друзей он узнал об удивительной монахине, обладающей провидческим даром и помогающей зависимым. Она подвизалась в Дивеевском монастыре. Он обратился ко мне за помощью. Мы знали ее только по описанию и то, что ее звали — Матушка Евдокия... Мы вместе отправились в Дивеево. Святое место, о котором можно говорить бесконечно. Казалось, что именно там возможно обрести помощь.
Зимой, когда рано темнеет, дорога на машине была трудной. Несколько раз мы сбивались с пути, но, наконец, увидев святую обитель, воскликнули: «Слава Богу, довел!» Спросили у местных, не знают ли они, где может быть матушка Евдокия? Услышав ответ: «В трапезной!», мы почти бегом поспешили туда.
И то, что произошло там потом, было для меня совершенно необъяснимым. Навстречу к нам вышла невысокая, одетая в монашескую одежду женщина, в очках, с улыбкой на лице. Она сказала: «Деточки, дорогие, проходите!», широко раскинула руки, обняла нас так горячо, как будто мы знали друг друга всю жизнь. Казалось, что свет, который от нее исходил, заполнил трапезную, осветил нас, а ее простые, добрые слова наполнили надеждой и верой, в то, что она поможет, и все обязательно будет хорошо.
Как мы в молитве часто просим дать нам любовь ко всем людям. Так вот встреча Матушки Евдокии с нами, совершенно незнакомыми ей людьми, которые приехали из Москвы, чтобы решить свои проблемы, показала, как это «иметь любовь ко всем». Абсолютно бескорыстно, любить ради любви...
Она посадила нас за стол в трапезной, помогла организовать ночлег. На утро в храме мы исповедовались и причастились, приложились к мощам Серафима Саровского. Потом говорили с Матушкой. Последними словами, обращенными к тому, страдающему зависимостью человеку было:
«С сегодняшнего дня — сухой закон!»
Она благословила нас иконой, и мы уехали. После этого он абсолютно перестал прикасаться к спиртному. Таким сильным было данное ему наставление.
Почему монахи, старцы видят то, что не открывается простым людям? Почему их слова являются духовным ориентиром, путеводной звездой? Господь наделяет такой способностью чистых сердцем и помыслами людей. Людям, подобным апостолам, Он дает силу влиять на нас, грешных, лечить, помогать, силой молитвы уберегать от соблазнов.
Я уверена, что Матушка Евдокия молилась о выздоровлении от недуга пьянства. Молилась столь же горячо, как приняла тогда нас в монастырской трапезной. Без вопросов, без осуждения, все покрывая Любовью. И именно такая, Божественная любовь, способна изменить человека.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер