
«Человек с бульвара Капуцинов», студия Мосфильм, режиссёр Алла Сурикова
Отныне теперь наконец-то
Сейчас и в любую погоду
Вот здесь, а затем повсеместно
Все будем мы жить по-другому
Без гнева и печали
На благо всей Земли
Как мы давно мечтали,
Но так и не смогли.
Думаю, большинство из вас по первым нотам этой замечательной песни уже догадались, что речь в нашей программе сегодня пойдёт о золотой нестареющей классике отечественного кинематографа — картине «Человек с бульвара Капуцинов». Её ещё называют первым советским вестерном. Дикий Запад, ковбои, индейцы — всё это в фильме действительно есть. Но всё же режиссёр Алла Сурикова в 1982 году сняла не просто зрелищную комедию с участием кинозвёзд первой величины, а тонкую притчу о человеческой душе, которая по самой своей природе всегда тянется к свету и добру, о жертвенности и о любви к ближним. Поэтому картина так полюбилась зрителям. Когда чиновники Госкино узнали, что снимается лента на американский манер — с трюками и драками, то заявили, что вряд ли такой жанр будет иметь успех в нашей стране. Однако в итоге только за первые недели проката «Человека с бульвара Капуцинов» посмотрели 60 миллионов зрителей! На «Мосфильм» приходили письма, в которых люди признавались, что картина глубоко тронула их сердца. И отнюдь не каскадёрскими пируэтами. А замечательной идеей о том, что доброта способна изменить мир. Как раз об этом и поёт в своей песне, которую мы услышали в начале программы, главный герой фильма — мистер Джонни Фёст.
Джонни приехал в небольшой городок в Калифорнии прямо из Парижа. И сразу же столкнулся со своеобразными, если не сказать, дикими нравами местного населения. Ковбои сутками заседают в салуне — то есть, попросту говоря, в кабаке. Любимое занятие этих молодцев — устроить драку со стрельбой. Вот в какое общество попадает мистер Фёст — интеллигентный добряк и истинный джентльмен. Но он искренне верит: эти люди могут измениться. С собою Джонни привёз киноаппарат и несколько хороших, добрых фильмов. Ничего подобного здесь ещё не видели. Ведь кинематограф только-только появился на свет. И вот, в салуне где-то на Диком Западе мистер Фёст устраивает первый в этих местах киносеанс. С импровизированного экрана из белой простыни в мрак и хаос местного бытия врывается красота, свет и человечность. Ковбои видят совсем другую жизнь. И им самим внезапно хочется стать лучше и возвышеннее...
Конечно, фильм «Человек с бульвара Капуцинов» — не только об исцеляющей силе искусства. Мне кажется, что на первый план в нём всё-таки выходит фигура человека, посвятившего себя служению другим людям. Готового на всё, чтобы они обрели душевный мир и гармонию. В одном из эпизодов мистер Фёст разговаривает с хозяином салуна. И слова его полны боли за тех, кого он лишь совсем недавно узнал, но уже всем сердцем полюбил.
— Сэр! Оглянитесь! Оглянитесь вокруг, сэр. И вы увидите мир, который несовершенен. Страну, которая заблудилась. Кровь, порок и алчность разъединяют нас. Мы дошли до предела, за которым пропасть и вечный мрак. Но выход есть!
Свет, который мистер Джонни Фёст принёс этим людям — не только сияние луча кинопроектора. Это свет его сердца, которым он с готовностью и щедростью делится с другими. И происходит чудо. Мы с вами тоже станем его свидетелями, если посмотрим прекрасный фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». И вот ещё что очень интересно: некоторые критики и киноведы полагают, что сюжет фильма иносказательно воспроизводит... Евангелие. Что ж, если приглядеться, то в картине и впрямь вырисовываются новозаветные аллюзии: в ней есть и свой Иуда, и фарисей, и раскаявшаяся грешница, и даже благоразумный разбойник. Впрочем, лично я к такой трактовке предпочитаю относиться с осторожностью, и утверждать ничего не берусь. Во всяком случае, очевидно, что за фасадом лёгкой комедии скрываются действительно духовные ориентиры и весьма глубокие смыслы. Донести их до зрителя помогли замечательные актёры. В фильме снимались Николай Караченцов, Олег Табаков, Лев Дуров, Михаил Боярский, Леонид Ярмольник, Александра Яковлева. Ну и, конечно же, Андрей Миронов в роли мистера Фёста. Режиссёр Алла Сурикова вспоминала, как сразу после премьеры актёр позвонил ей и сказал: «Получилось оптимистично». За этот оптимизм все мы и любим фильм «Человек с бульвара Капуцинов». Кстати — к нему очень подходит девиз нашей программы: «Смотрите хорошее кино!».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.