Недавно я спорил с одной феминисткой. Она гневно меня обличала. Оно и понятно: я дерзнул сказать при ней вслух, что традиционное христианское понимание семьи предполагает, что мужчина ходит на работу, а женщина остается дома и воспитывает детей. Это, конечно, очень грубая схема, жизнь, само собой, сложнее. Но некая общая интуиция такова: муж — добытчик, жена — заботливая мать и хозяйка. С христианской точки зрения, это не запрет на занятия чем-либо другим, но просто призыв верно расставлять приоритеты.
Феминистка, с который мы беседовали, негодовала. И приводила цифры: около 75% российских женщин вынуждены работать наравне с мужчинами — иначе семья будет голодать. Такова экономическая ситуация в стране, это данность — и не надо нас грузить вашей лирикой про патриархальный идеал.
В ответ на это мне вспомнилась короткая история из жизни.
В одной московской управе шло собрание жильцов района. Обсуждали, как и полагается, как тяжело живется. Особенно много выступали женщины пенсионного возраста. Они говорили как раз об этом: мы всю жизнь трудились, мы не могли себе позволить сидеть дома. И мы считаем, что это правильно. Мы работали — а значит, инвестировали наши силы в будущее нашей семьи и наших детей. Но вдруг встала одна бабушка и сказала: знаете, а я никогда не работала. Работал муж. Да, было тяжеловато, но что делать. Я сидела с детьми. А потом родились внуки — и я сидела с ними. Сейчас сижу с правнуками. Собравшиеся сочли все это той же оторванной от реальности лирикой и вспомнили про экономическую ситуацию в стране.
Но когда собрание закончилось, все участники дружно отправились к остановке автобуса. И только за этой женщиной, которая никогда не работала, приехала машина — это был ее внук на «Лексусе». Просто эта женщина когда-то сделала правильную инвестицию: свое время и силы она вложила в воспитание своих детей и внуков. И исправила экономическую ситуацию в одной отдельно взятой семье. Дети и внуки выросли творческими деятельными личностями. А главное — очень благодарными своей бабушке.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема