Москва - 100,9 FM

«Церковь и современные медиа». Священник Дмитрий Полещук

* Поделиться

У нас в гостях был председатель Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии, настоятель Спасского храма пос. Андреевка и Георгиевского храма дер. Жилино священник Дмитрий Полещук.

Мы говорили о том, для чего и каким образом Церковь использует медиапространство, какие проблемы и задачи стоят сейчас перед Церковью, и как различные медиаресурсы способствуют миссионерской деятельности. Отец Дмитрий ответил также на вопросы: какой, по его мнению, должна быть проповедь в социальных сетях, как сделать богослужения более доступными и понятными для прихожан, и почему сейчас особое внимание среди всех средств массовой информации стоит направить на интернет.


А.Пичугин:

— Здравствуйте, дорогие слушатели!

«Светлый вечер» на светлом радио.

Меня зовут Алексей Пичугин. Приветствую вас, и, с удовольствием, представляю гостя.

Ближайший час, эту часть светлого вечера с вами и с нами здесь, в этой студии, проведёт священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии.

Добрый вечер!

О.Дмитрий:

— Добрый вечер!

А.Пичугин:

— Мы решили поговорить — мне кажется, очень редко мы на эти темы здесь, в этой студии общаемся — про то, для чего Церкви, вообще, нужны издания, сайты, как проходит информационное сопровождение различных церковных проектов. Часто в наших программах… понятно, что радио «Вера» старается как можно более полно освещать проекты, которые связаны с Церковью, но… естественно, мы — радио. У епархий, у благочиний, у разных приходов есть свои какие-то издания, сайты — кто чем только ни занимается! Но об этом мы говорим крайне редко. Хотя, вот это информационное сопровождение церковной деятельности — оно очень важно.

Оно, в первую очередь важно, наверное, для людей светских, которые про это вообще ничего не знают.

И, вот, отец Дмитрий, я так понимаю, Вы относительно недавно этим занимаетесь… сколько уже времени?

О.Дмитрий:

— Да, несколько месяцев, буквально — с мая.

А.Пичугин:

— Несколько месяцев… и у Вас была возможность сначала на это посмотреть со стороны. Потому, что всегда, я думаю, у священников, у людей, которые связаны с Церковью, есть какие-то свои точки зрения, своё мнение на те проекты, которые реализуются в сфере масс-медиа внутри Церкви — положительные, или отрицательные. А потом, когда… после того, как у Вас была возможность посмотреть на это со стороны, теперь у Вас есть хорошая возможность это как-то всё изменить, или настроить, как Вам кажется важным.

О.Димитрий:

— Вы верно подметили. Действительно, свежий взгляд никогда не помешает, и я благодарен владыке Ювеналию, который меня, грешного, выбрал на эту должность. И… свежий взгляд помогает оценить ситуацию, не находясь внутри системы, не находясь там, где люди уже привыкли к чему-то. И многие вещи, которые сейчас мы пробуем начать, и уже реализовываем, на самом деле, кажутся многим церковным людям новаторскими. Хотя, скажем, светские СМИ давным-давно этим пользуются. Мы хотели бы тоже, что называется, в эту реку войти, для того, чтобы «уловить избранных».

А.Пичугин:

— Я наблюдал довольно долгое время сайт Московской епархии, который, как мне казалось, ещё с начала 2000-х, претерпевал какие-то изменения качественные, но он всегда был одним из лучших епархиальных сайтов.

Потом уже он начал несколько устаревать, наверное… там… появились другие сайты — особенно у разделённых епархий небольших, где были какие-то свои… там… талантливые специалисты, которые, по образцу хороших светских информационных порталов, делали сайты этих епархий, и они уже сейчас, конечно… но и сайт Московской епархии — mepar.ru — он тоже изменился, он тоже стал другим ( можете зайти, посмотреть ).

Но это — с одной стороны. С другой стороны, мы имеем огромное количество приходских сайтов-визиток, где написано: настоятель — священник Иван Иванов, рукоположен в 2008 году, Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, Всенощное Бдение — в 17.00, Литургия — в 9.00. В общем — и всё. Мне кажется, что…

О.Дмитрий:

— Вы знаете, это ещё неплохой сайт!

А.Пичугин:

— Неплохой сайт, да?

О.Дмитрий:

— Да. Как показывает аналитика, это ещё не всё так плохо. Есть крупные приходы, и даже некоторые благочиния, у которых нету сайтов своих собственных. Сайт находится в разработке несколько лет.

Я вам скажу, что по части нашего епархиального сайта — тоже не всё так было гладко. Мы несколько лет эту концепцию разрабатывали, и, кажется, внешне не сильно он поменялся. Да, конечно, специалисты отметят некоторые обновления, мы полностью переехали на новую платформу, которая позволяет внедрить абсолютно новые технологии современные, но, при этом, это — довольно скрупулёзная работа. Потому, что старый сайт прекратил своё существование — вот, буквально, совсем недавно мы закрыли его — и всю базу, все документы за последние 15 лет надо было перевести на новый сайт.

А.Пичугин:

— Вручную?

О.Дмитрий:

— Ну… что-то — вручную, а что-то — в автоматическом режиме, но, до сих пор, вылазят некоторые такие проблемы, которые мы, безусловно, стараемся отсматривать, и всех членов отдела своего я стараюсь привлекать к тому, чтобы они были тоже моими глазами и ушами.

А что касается сайтов отделов, благочиний, приходов, то, в общем-то, я ставлю перед нашим отделом такую задачу: привести их к некоторому единообразию, и провести некую стандартизацию — для того, чтобы любой человек мог, зайдя на тот или ной сайт епархии, понять, что он принадлежит епархии.

Есть ещё такая проблема ( может быть, мы о ней чуть позже ещё скажем, я пока только обозначу ): люди, заходящие в интернет, хотящие узнать что-то о конкретном храме, о приходе, или, вообще, о Церкви, очень часто попадают на сайты-подделки, на разного рода раскольников, маскирующихся под Православную Церковь.

А.Пичугин:

— Но, обычно, у них как-то написано, всё равно, к чему они относятся.

О.Дмитрий:

— Вы знаете, если человек несведущ, и он заходит и видит написанное, например: «Истинная Православная Церковь» — он не очень-то и задумывается — истинная она, не истинная, а в чём отличие… Батюшка красивый, и борода, иконы…

А.Пичугин:

— Всё — то же самое, вроде…

О.Дмитрий:

— … внешне — всё то же самое. Поэтому, мы сейчас разрабатывали… я надеюсь, уже завершаем разработку определённого логотипа, бренда Московской епархии — для того, чтобы он стал… таким… отличительным явлением. Чтобы человек, беря… там… газету приходскую, заходя на сайт, заходя в социальную сеть, видя логотип епархии, мог бы смело пользоваться тем контентом, который там находится.

А.Пичугин:

— Что было 15 лет назад?

Был сайт, где очень кратко вывешивались информационные сообщения о жизни епархии, указы… что, кстати, важно — до сих пор, далеко не на каждом епархиальном сайте можно найти список духовенства, со всем их послужным списком. В Московской епархии это было сделано давно. Причём, там есть и заштатные, и запрещённые клирики, и священники, уже почившие, с полным тоже списком… это очень большая работа.

И был журнал — «Епархиальные ведомости», где… ну, да… старались публиковать какие-то сообщения о Богослужениях, тексты Богослужебные, которые, наверное, помогали священникам.

Но это было, наверное, в какой-то мере, актуальным 15 лет назад. Сейчас — всё меняется, всё сильно меняется.

И, вот, как Вы считаете, что… ну, пускай, в Московской епархии… что важно сделать в первую очередь?

О.Дмитрий:

— Знаете, что меня, прежде всего, удивило, когда я стал заниматься епархиальным сайтом, и вообще… прежде всего, электронными СМИ?

Вот, я являюсь настоятелем прихода. У нас…

А.Пичугин:

— Спасский храм села Андреевка, Солнечногорского района, правильно?

О.Дмитрий:

— Спасибо, Алексей! Всех прошу в гости, кто желает…

А.Пичугин:

— Да, мы ещё не обозначили это…

О.Дмитрий:

— И у нас на страничку «ВКонтакте» подписано 2600 человек. В мае месяце, на страничку «ВКонтакте» епархии было подписано 1600 человек. Как почти тридцатимиллионный регион, где большая часть населения причисляет себя к Православной Церкви, может быть так плохо представлен в соцсетях? Значит, это — наша, епархиальная недоработка. Значит, это моя задача — сделать так, чтобы в соцсетях ( хотя бы, в соцсетях ) количество подписчиков было как-то сопоставимо с количеством прихожан.

Понятно, многие считают до сих пор, что Церковь — это дело пожилых, что, безусловно, является неверной информацией. Достаточно зайти на наш приход, на любой активный приход, и вы увидите, что бабушки в платочках — это, наверное, картина 80-х, скорее, годов. Сейчас они тоже есть, но…

А.Пичугин:

— … но это — не основа прихода.

О.Дмитрий:

— … это… вы знаете, это… некий, может быть, даже и каркас на многих приходах, но — что отрадно — на «молодых» приходах, что называется, очень много мамочек с детками. Они, может быть, не очень воцерковлённые, но…

А.Пичугин:

— … но они приходят.

О.Дмитрий:

— … но они приходят! Им очень удобно, если храм где-то находится… в какой-то пешей доступности — они, всё равно, гуляют с детками, и заглянуть в храм, если они в соцсети, например, почитали, что там какое-то мероприятие, какая-то акция, им гораздо проще — именно, по какой-то светской причине, чем, вот, сразу — переступить порог храма с младенцем на руках, и подойти к Чаше.

Поэтому, собственно говоря, когда мне задают вопрос: «Батюшка, а зачем, вообще, вся эта деятельность? Не надо ли проповедовать Христа в храмах?» — безусловно, это обязательно нужно.

А.Пичугин:

— Но до храма ещё нужно дойти.

О.Дмитрий:

— А что делать с теми, кто не может переступить порог? Понимаете, мы должны сделать этот шаг. Мы должны сузить вот эту щель между светским миром и миром церковным. Мы должны выйти к людям, протянуть им руку и сказать: «Посмотрите, мы — такие же, как вы!»

А.Пичугин:

— Но вопрос здесь… ещё и вопрос — необходимости. Вы говорите, что у вас на страничку «ВКонтакте» прихода — 2600 человек подписано. Соответственно, не только ваши прихожане, но и какие-то друзья, знакомые, наверное, люди, которых когда-то, там, крестили у вас в храме — они подписались, они туда заходят, и я понимаю, для чего им это нужно — страничка прихода.

А вот… мне также понятно, почему у странички «ВКонтакте» Московской епархии в два раза меньше подписчиков — потому, что люди не очень понимают, зачем им нужна официальная информация, которая там появляется. Она никак на их жизнь не влияет.

Вот, то, что в храме служит такой-то священник, то, что в храме организуются такие-то встречи и поездки — это важно, а вот, то, что митрополит Ювеналий куда-то съездил, послужил, что в Московской епархии произошло то-то и то-то — это уже какая-то очень далёкая история — практически, с другого континента.

О.Дмитрий:

— Я с этим не очень согласен…

А.Пичугин:

— Вот! И, вот, что здесь нужно делать?

О.Дмитрий:

— Да. Потому, что, например, что касается личности владыки Ювеналия, то я могу заверить вас и лично, и статистика это подтверждает — у него в епархии самый большой авторитет… не в епархии, а в Московской области…

А.Пичугин:

— Да, безусловно!

О.Дмитрий:

— У него — огромное количество духовных чад, что называется, которые его очень любят и за него молятся…

А.Пичугин:

— И он очень много служит…

О.Дмитрий:

— … и они, с удовольствием, ездят на его службы.

Что касается подписчиков, то, собственно говоря, я и ставлю такую задачу перед своим отделом, чтобы это не просто было трансляцией неких официальных новостей, дублирующих официальный сайт епархии, но чтобы в этом формате мы могли позволить себе… что называется — чуть быть ближе к народу, чуть более раскованными, чтобы мы могли с людьми выйти на двусторонний контакт.

Есть такая проблема в Церкви: мы, в основном, вещаем в одну сторону. Мы хотим только, чтобы нас слушали. Но… тоже, вот… так… посмотрев со стороны, заметил, что очень редко кто готов выйти в народ и их послушать, людей — а что они хотят, а что они думают? А, ведь, очень многие, действительно, расположены к Церкви. Ведь, хейтеров — ненавистников Церкви — очень небольшое количество. А это… диванные вот эти войска — они, конечно, очень агрессивные, они создают имидж массовости такой — образ, что их очень много, но, при этом, большая часть людей — либо нейтрально относятся к Церкви, либо, в целом, положительно. И мы должны работать на эту публику.

А.Пичугин:

— Да, об этом говорят и статистика, и опросы общественного мнения.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Я напомню, что гостем программы «Светлый вечер» сегодня является священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии.

Да, безусловно, я ни в коей мере спорить не буду, что авторитет митрополита Ювеналия в епархии, и, вообще, в Русской Церкви — он безусловен, и это — старейший архиерей Русской Церкви, который, слава Богу, очень много служит — практически, каждый день. Но — вопрос-то, как раз, в другом.

Вопрос в том, как его служение актуализировать и объяснить… вернее, не его служение, а информацию о его служении актуализировать для людей, которые — заходят ли на сайт, заходят ли в социальные сети Московской епархии. Поскольку… вот… ещё раз я эту мысль свою повторю… в чём актуальность информации приходской — для человека понятно, и поэтому там очень много подписчиков — потому, что вы выкладываете какую-то информацию, которая людям, даже если они в ваш храм не ходят, то когда-то заказывали какую-то требу, или, так или иначе, живут рядом и просто свечку заходят поставить — она может быть им важна. А вот то, что владыка съездил и служил в другом районе Московской области — где-то, там… не в Солнечногорском, а в Подольском районе — для жителей Солнечногорска — оно не так интересно, как и для жителей Подольского района не так интересно то, что происходит в Солнечногорском благочинии. Но это можно сделать интересным!

И, вот, вопрос — как это всё, с Вашей точки зрения, можно сделать актуальным?

О.Дмитрий:

— Совершенно верно. Во-первых, это надо делать интересно, во-вторых, даже если эту новость посмотрят… ну… там… три четверти… или, хотя бы, половина жителей Подольского района, куда приехал владыка — это не 1600 человек, правда?

А.Пичугин:

— Да, это — гораздо больше!

О.Дмитрий:

— Поэтому, как минимум, для жителей того района, где служил владыка, это уже должно быть интересно. Не в том смысле, что мы кого-то обязываем, долженствования — нет, а в том смысле, что служение правящего архиерея — оно довольно разнообразное, и, к сожалению, мало освещается. Кажется, что всё — одинаково: владыка послужил, какие-то слова сказал, благословил и уехал.

И, вот, наша задача — показать, что каждое Богослужение является уникальным, каждый визит митрополита — это абсолютно неповторимое явление. И тут уже задача наша, как журналистского сообщества, сделать, чтобы каждая новость об этом, была, действительно, «вкусной», чтобы люди — ждали, чтобы те слова, которые владыка произнёс, упали на плодородную и подготовленную почву.

Конечно, Христос сеял везде — и на каменистой почве, и при дороге… но, вот, мы должны, как раз, подготовить эту почву, чтобы она была наиболее благоприятной для слова, которое сеет владыка Ювеналий.

Кроме того, есть огромная деятельность викариев нашей епархии Русской Православной Церкви. Они тоже, по благословению владыки, ездят и осуществляют не только Богослужебную, но и активную деятельность.

Владыка Константин возглавляет отдел по образованию, и это — один из самых… так скажем… «крутых» отделов. Тем более, он — ректор одной из лучших семинарий России — Коломенской духовной семинарии.

И другие викарии — они занимаются уникальной деятельностью, которая, в принципе, мало кому известна.

Вообще, особенность Церкви в том, что она мало о себе заявляет, и… как бы… скромничает. Но, на самом деле, это — позиция неверная.

То есть, о добрых делах кричать на всех переулках не нужно, но добрые дела — они должны быть. Иначе — как? Говорит Христос: «Да видят ваши добрые дела, и прославят Отца, Который на Небесах». А как они увидят, если мы им об этом не расскажем?

А.Пичугин:

— Я, несколько лет назад, был на форуме предпринимателей, занимающихся социальной работой. Каждый из них что-то делает… занимается благотворительностью. Там… скорее всего, они церковные, но не обязательно… но у всех есть какая-то, вот… участие в благотворительности.

И они все — вот, я слушал доклады — они все говорили ни о чём. Всё сводилось к тому, что — ну… какие-то цифры, итоги…

Подождите, господа, но, вот… вы, если собираетесь поговорить о том, чем вы занимаетесь не у себя, в ваших фирмах, в ваших… там… концернах — там достаточно серьёзные были люди — а о благотворительности, о социальных проектах, почему вы не говорите о том, чем каждый из вас занимается? «Ой… ну, это нехорошо… — общий ответ какой-то был, — Это нехорошо… зачем же мы тут будем… ( а там, всё-таки, люди, в основном, православные )… это, вот… перед Богом как-то нехорошо. Мы же это же… не ради, там, чего-то…»

«Но вы же тогда, — я говорю, — не узнаете… у вас даже не будет возможности как-то совместно выработать какие-то новые пути, подходы, если вы даже не знаете, кто чем занимается, кто куда жертвует, кто что содержит…»

«Ну, да… наверное… но, всё-таки, это, наверное, некрасиво…»

Ну, почему же некрасиво, когда красиво об этом… вы же не на каждом углу об этом рассказываете — вы собираетесь специально на специальный съезд, чтобы об этом говорить! Ну, вот…

О.Дмитрий:

— Есть такая проблема — дело…

А.Пичугин:

— … в ложной скромности.

О.Дмитрий:

— Да… я не знаю, ложная она или нет, но, Вы знаете… а Вы — историк, и Вы прекрасно знаете, что самое пострадавшее сословие, наверное, и самый пострадавший, если так можно сказать, институт — это Русская Церковь в ХХ веке. И от этой травмы она не восстановилась до сих пор.

Если мы проанализируем, сколько времени Церковь занимается лечением этих болячек, которые были ей нанесены, то, в исторической ретроспективе — это очень малое время. И те люди, которые пришли в Церковь… даже если они пришли… там… на волне 90-х, или даже в 80-е, в конце…

А.Пичугин:

— … или даже уже в 2000-х…

О.Дмитрий:

— … этого достаточно… недостаточно, это — мало для того, чтобы стать… таким… полноценным христианином со сложившейся христианской культурой.

А.Пичугин:

— Да…

О.Дмитрий:

— Мы не можем до сих пор научиться в медийном пространстве… ( мы — я имею в виду — церковные люди ) между собой вести корректный, вежливый разговор. Как часто бывает, даже люди публичные, церковные, у которых… там… бывает сотни тысяч подписчиков, срываются! Не будем приводить конкретных примеров. И другой человек, облечённый саном — так же! Он начинает вдруг резкую его критику.

А.Пичугин:

— Это очень часто слышно… да… он был с нами, но он не был один из нас… и так далее, и так далее…

О.Дмитрий:

— Да… и это — очень печально.

А.Пичугин:

— Очень печально…

О.Дмитрий:

— У нас нету единого фронта — церковного фронта, который бы вёл эту войну за медийное пространство.

А.Пичугин:

— Вы знаете, война и фронт — всё-таки, мне кажется, это не совсем применимые термины к церковной действительности.

О.Дмитрий:

— Ну, почему же? Мы ведём войну за своё спасение. Мы ведём войну, мы — Церковь Воинствующая — здесь, на земле. И, поэтому, везде, где бы ни был христианин, он — воюет. И… он воюет тогда, когда он встаёт в школу, будучи пятиклассником, а ему хочется спать, он воюет тогда, когда ему суют взятку, будучи…

А.Пичугин:

— … облечённым государственной должностью…

О.Дмитрий:

— … да… какой-то должностью — муниципальной или государственной, он воюет тогда, когда он — священник, и должен привести людей ко Христу.

У нас — новые обстоятельства, схожие с теми, которые были в Церкви в IV веке — да, во времена Константина. Вал был людей, которые пришли после гонений, и они не знали, что такое Церковь. Вчера они были гонителями, а сегодня — они со свечкой стояли.

Вспомните, что сейчас говорят? Перекрасились! Вы вчера стояли в оцеплении — молодёжь не пускали на Пасхальный Крестный ход, а сегодня вы, видите ли, тут…

А.Пичугин:

— … со свечкой стоите красной… да…

О.Дмитрий:

— … со свечкой, и… такой… прекрасный благотворитель! Люди ещё и общественного мнения боятся. А, действительно, люди у нас иногда умеют очень так… подколоть, что называется, и больно ущипнуть.

Поэтому… вообще… такая… глобальная если задача стоит, то — консолидация всех адекватных христианских сил в России для того, чтобы бороться с тем, что называется мракобесием, оклеветанием, с тем, что является сектантством и уводит людей от истины.

И, конечно, мы должны быть едины, и уметь культурно друг с другом общаться. Слышать и слушать друг друга.

А.Пичугин:

— Мы прервёмся на минуту.

Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио.

Напомню, что в гостях у нас сегодня священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии.

Мы говорим про информационную деятельность епархиальную — на примере Московской епархии и, в целом, зачем сейчас Церкви нужны современные медиа, почему она участвует в различных проектах, связанных с издательской деятельностью, причём, на новом, современном уровне. Радио — вот, мы находимся на радио «Вера» — мы тоже говорим о вещах, непосредственно связанных с христианством. И так далее, и так далее, и так далее.

Но мы упираемся всегда, отец Дмитрий, в вопрос кадров. И, вообще, это достаточно болезненная для Церкви тема — отсутствия кадров, когда Церкви приходится участвовать в очень разных вещах, связанных непосредственно с какими-то проектами, которые более привычны светскому человеку. И, понятно, что светское общество воспитало квалифицированных специалистов — это, в том числе, и вопросы СМИ, вопросы медиа — и эти люди далеко не всегда готовы идти работать в Церковь, а Церковь не всегда готова достойно оплачивать их труд.

И вот, мы стараемся воспитывать своих специалистов, но на это ещё уйдёт достаточно много времени. А разговор о том, что Церкви нужны свои кадры, и мы будем их воспитывать, ведётся уже 20 лет, но пока ещё вся эта история далека от завершения.

Вот, как в Московской епархии дела обстоят? Ведь, молодёжи, Вы сами говорите, очень много приходит, и молодёжь эта получает, в основном, светское образование — она может быть полезна Церкви.

О.Дмитрий:

— Молодёжь — это наше будущее, как это ни звучит банально. Но… Вы правы в том, что 20 и более даже, думаю я, лет ведётся подобный разговор — о том, что надо заниматься кадрами, и эта задача, в целом, решается — и духовными учебными заведениями, и светскими.

Ведь, христианин — не обязательно тот, кто закончил… там… Свято-Тихоновский Университет… там… семинарию…

А.Пичугин:

— … или Коломенскую семинарию…

О.Дмитрий:

— … да… или Московскую духовную семинарию. Христианин может учиться прекрасно и на факультете Журналистики МГУ, и принести пользу, как профессионал, уже реализовывая себя в этой сфере.

Вопрос в другом: для того, чтобы они захотели в этом участвовать, мы должны быть представлены в медиа-сфере. Для того, чтобы молодёжь пришла, она должна хотя бы что-то узнать о Церкви.

Потому, что… вот… я много лет… ну… скоро 20, как преподаю в обычной школе.

А.Пичугин:

— И — продолжаете?

О.Дмитрий:

— И — продолжаю, да. Вот, сейчас я служу в Андреевке 11-й год, и в обычной общеобразовательной муниципальной школе. Я прихожу — уже ко мне, конечно, привыкли за это время…

А.Пичугин:

— А что Вы преподаёте?

О.Дмитрий:

— Я преподаю, например, в старших классах «Психологию семейной жизни», «Основы Православной культуры» в 5-м классе… вот… есть такое понятие, как региональный компонент, и это всё можно включить в общешкольную программу.

А.Пичугин:

— А «Психология семейной жизни» — это дополнительное образование… или это предмет… обязательный?

О.Дмитрий:

— Нет-нет, это… опять-таки… такой предмет, да, который ведётся один год — в 10 классе. И имеется возможность поговорить с ребятами… вот так вот… что называется, запросто. Потому, что они не признают авторитета священника. Вот, ты приходишь, и они… так сказать… смотрят на тебя — в твоей рясе, с твоим крестом, и первое, что ты начинаешь…

А.Пичугин:

— А Вы — в рясе и с крестом приходите?

О.Дмитрий:

— Да, конечно. Это — принципиальная моя позиция, чтобы с ними начать об этом говорить: «А вас не смущает, что я вот в таком виде? Видишь, у тебя… там… полголовы выбрито — меня это не смущает. А то, что я вот такой волосатый и бородатый, с крестом — тебя это не смущает? Ну, замечательно… давайте, тогда поговорим… а почему у меня такие широкие рукава?» — вот, очень интересно смотреть на то, что ребята задают самые, такие, простые вопросы. Мы иногда думаем, что у них есть какие-то представления о Церкви, но, вы знаете, файл — пуст.

А.Пичугин:

— Абсолютно! У них есть несколько стереотипов, которые мы можем где-то на карикатурах увидеть — не обязательно, злых, но это вот — очень стереотипичное представление…

О.Дмитрий:

— Далеко не у всех, Алексей…

А.Пичугин:

— Не у всех, да?

О.Дмитрий:

— Далеко не у всех.

А.Пичугин:

— И не спрашивают, не на мерседесе ли Вы приехали?

О.Дмитрий:

— Нет. Вы знаете, наоборот — некоторые удивляются. Когда я… там… про одного русского… славянского бога Велеса сказал… а у нас там заправка так называемая… я говорю: «Ну, вот, я приехал на заправку — как раз, вот… почему-то она так называется…» — и они, в конце урока, мне задали вопрос, который, видимо, мучил их весь урок: «Батюшка, а Вы что — на машине ездите?» То есть, у них — у некоторых — даже есть такое представление, что батюшка на телеге, до сих пор, запряжённой старой кобылой, должен кататься.

А.Пичугин:

— Ну… «Машина — это грех,» — я так иногда слышу.

О.Дмитрий:

— Знаете, я… и я много чего слышу…

А.Пичугин:

— Нет, я слышу это от людей, которые к Церкви не имеют никакого отношения, но есть, всё равно, где-то сложившееся, через кого-то переданное представление… ведь… это, кстати, тоже — к разговору о необходимости просвещения через сайты, через современные медиа…

О.Дмитрий:

— Но Вы согласитесь, что Церковь должна быть там, где люди.

А.Пичугин:

— Да, и она должна быть открыта…

О.Дмитрий:

— Вот, Христос сошёл во ад, не побрезговал стать человеком, умереть, ради него и сойти во ад — Бог. А я-то почему не могу пойти в медиапространство?

Я скажу откровенно: я на это не учился, я на это не рвался, но я благодарен Богу и владыке, что я на это поставлен, и я вижу колоссальные перспективы!

Мы, как Церковь — сообщество людей, верующих во Христа — очень многое, к сожалению, упустили, и до сих пор упускаем. И вот сейчас надо постараться… вот, радио «Вера», на самом деле, должно было появиться не 5 лет назад — с юбилеем вас поздравляю!…

А.Пичугин:

— Спасибо, спасибо…

О.Дмитрий:

— … но… как было бы здорово, если бы это было — начало 90-х.

А.Пичугин:

— Но в начале 90-х, я думаю, что Церковь…

О.Дмитрий:

— … и мы бы сейчас не 5 лет, а 25 лет праздновали!

А.Пичугин:

— Да, но… в начале 90-х Церковь не была готова к так… Вы же помните, что… какие газеты выходили, с православным крестиком на первой полосе…

О.Дмитрий:

— Да.

А.Пичугин:

— … и о чём они писали тогда…

О.Дмитрий:

— … да… и их — разбирали!

А.Пичугин:

— … и их — разбирали.

О.Дмитрий:

— А сейчас — глянцевый журнал человек возьмёт в руки, оценит… так сказать… его печать, типографию — и положит обратно. Ему не интересно!

Молодой человек зайдёт в приложение — и посмотрит что-то именно там…

А.Пичугин:

— А кто ему расскажет, что есть это приложение?

О.Дмитрий:

— А вот это — наша с вами задача! С помощью радио «Вера», других масс-медиа сделать так, чтобы Церковь была представлена, как можно более широко. Потому, что… либо о Церкви говорят плохо в «Новостях» — если вы возьмёте, не дай Бог, там… какой-нибудь Екатеринбург, в поисковике забьёте, один из первых — это будет… собственно говоря… вот это вот… действие… все прекрасно знают, связанное с Церковью. И если возьмёте любую новость — в основном, она негативная. В основном.

Мы провели анализ — к сожалению, о Церкви не очень часто говорят, и говорят в положительном ключе.

А.Пичугин:

— И, во многом, это — наша проблема! Мы себе медийные провалы обеспечиваем часто сами. Потому, что… вот, здесь мы вступаем в какую-то полосу конфликтов, а здесь, где, безусловно, нас же часто обвиняют… Церковь часто обвиняют в том, что «вы не делаете этого… не делаете этого… вы не идёте туда, не идёт сюда, не идёте никуда…»

О.Дмитрий:

— А другие обвиняют в том, что мы — везде: «Вы везде лезете, и вас, вообще, никто не спрашивал!» — в этом парадокс с Церковью!

А.Пичугин:

— Да, но я уверен, что человек, который обвиняет Церковь в том, что «вы везде лезете, вы — вот тут, тут и тут», никогда Церковь не обвинит в том, что она — в Детском доме, что она — в Доме престарелых, что она занимается другой какой-то социальной деятельностью — полезной, безусловно, с точки зрения любого человека — а мы там присутствуем …

О.Дмитрий:

— Но Вы видите, сколько людей обвиняют священников, которые идут в школы? Вот, Вы же слышали: «А чего попы делают в школах?»

Ну, вот… мы сегодня немножко об этом поговорили, а, ведь, на самом деле — тоже есть такая проблема: что священник делает… там… в школе… ну… в больнице — ладно. Даже в больнице, хотя везде уже, практически, к этому привыкли, до сих пор очень настороженно относятся к священникам.

Но надо заметить, что иногда даже сами священники дают повод к такой критике. Особенно, в области образования. Когда в 90-е — начале 2000-х, практически, ряса обеспечивала тебе проход везде, в любую структуру, сейчас — общество поменялось. И, вот, в радиоэфире, в телеэфире теперь священник не воспринимается, как 90-е годы — как гуру, могущий говорить всё подряд, а люди, с открытым ртом, его будут слушать — очень критически люди настроены.

А.Пичугин:

— Вы знаете, у меня, пару лет назад, был опыт общения с преподавательницами «Основ Православной культуры»… не помню… где-то в Москве, или в Подмосковье. Они были представлены мне, как, безусловно, специалисты в своём вопросе, у которых есть разработки, которые очень ответственно подходят к своей работе… На десятой минуте, я узнал, что мы отличаемся от католиков тем, что у них есть причастие.

О.Дмитрий:

— Великолепно…

А.Пичугин:

— Понимаете?

О.Дмитрий:

— Это вопрос — ваш вопрос о кадрах?

А.Пичугин:

— Да.

О.Дмитрий:

— Это… действительно, Вы прямо в болевую точку… так вот… ударили. Это — действительно, такая проблема. Но… я не занимаюсь образованием…

А.Пичугин:

— Да, это — другой разговор. Но это вопрос, в том числе — к Вам, или к нам — здесь, на радио «Вера», поскольку, мы можем обеспечить какое-то информационное сопровождение… вот… почему я ещё спросил…

Меня, действительно, очень интересует, как сделать, но у меня нету… там… точного ответа на этот вопрос: как сделать так, чтобы церковные новости, та информация, которая, безусловно, положительно должна восприниматься всеми, почти всеми людьми в России — о жизни Церкви — была донесена до людей.

Вот, к нам же часто приходят люди, которые занимаются фондами, благотворительностью, ходят в Детские дома, устраивают Дома для инвалидов — да почти каждую неделю! Но я… во-первых, я… живя, в общем, в светском мире, практически никогда о них не слышал — мы знакомимся здесь, и я узнаю, что, оказывается, вот оно как! И, всё-таки… хоть у нас охват аудитории очень большой, но это… это — не какая-нибудь популярнейшая радиостанция музыкальная, которая играет везде, в любом магазине нашей страны.

О.Дмитрий:

— Никто нас туда и не пустит! Сейчас — уже не пустят.

А.Пичугин:

— Нет, пустят!

О.Дмитрий:

— Ни на радиостанцию… такую, вот… о которой Вы сказали, и так далее.

А.Пичугин:

— Вот с такой информацией — пустят!

О.Дмитрий:

— Нами должен быть проторен собственный путь. Мы должны консолидироваться, мы должны перестать хаять друг друга, мы должны, наконец, выработать некую определённую этику общения друг с другом в своём церковном сообществе, в общении со светским миром. Потому, что, если говорить о новостях — они бывают двух уровней. Новости для внутреннего пользования — там, издан такой-то документ, то-то, то-то — обычному человеку, даже церковному, в принципе, это не очень интересно…

А.Пичугин:

— Ну, какая разница… там… священника Петра Петрова перевели с одного прихода на другой…

О.Дмитрий:

— Это важно для прихожан, может быть, да, нескольких сотен, но не более того.

Но: есть внешний контур. И, вот, на внешнем контуре, мы, действительно, очень сильно проседаем, если не сказать — вообще, нас нет там. Поэтому, вот этот внешний контур — он должен быть очень хорошо продуман. Мы должны иметь определённую… такую… информационную политику. И, так как я не отвечаю за всю Церковь, я могу сказать — вот, в Московской нашей областной епархии, что мы планируем делать.

Развивать, например, одну из самых… таких… популярных сетей — u-tube канал. Это — очень хорошая штука, и можно взять опыт известных блогеров. У нас, получается, выстреливают некоторые… такие… личности харизматические, да…

А.Пичугин:

— Отец Александр Кухта, например, его все знают…

О.Дмитрий:

— … да… вот, смотришь церковный какой-то блог, и вдруг — у него, там… больше сотни тысяч подписчиков…

А.Пичугин:

— Он достаточно популярен у светских людей, не имеющих отношения к Церкви.

О.Дмитрий:

— Когда мы начинаем говорить о том, что надо с людьми выходить и разговаривать, нам говорят: «А зачем вы обмирщаетесь? Зачем вы пытаетесь Церковь до этого уровня опустить?»

А.Пичугин:

— А Церковь никто не опускает!

О.Дмитрий:

— Вот, об этом и речь! Далеко не все священники даже разделяют нашу с Вами точку зрения.

Когда… что тут греха таить… священники общаются с паствой, они привыкают друг к другу, и начинают разговаривать на определённом жаргоне… или, говоря по-простому, такой… «птичий» язык вырабатывается. «Птичий» — потому, что человек светский не очень понимает, почему нельзя сказать «спасибо» или «здравствуйте, батюшка»? Почему обязательно надо сказать «спаси, Господи» и «благословите»?

Одно другого не исключает! И то, и другое — возможно.

Это я примеры… просто… самые первые, пришедшие в голову, привёл.

А.Пичугин:

— Ну, да… я понимаю…

О.Дмитрий:

— А, вообще, конечно — собрать единомышленников, собрать тех людей, которые готовы заниматься апостолатом, или, говоря по-латински, миссионерством… потому, что, на самом деле, это — огромное непаханое поле миссионерское, которое мы, как представители Церкви, как те, кого Господь призвал, должны обязательно обрабатывать — сеять… ну, а дальше уже Господь Сам вырастит.

А.Пичугин:

— Но есть ещё какие-то очень частные примеры… не знаю, может быть, они не так интересны слушателям, но это… такая… профессиональная информация, но — пусть будет.

Наверное, мы все помним очень известного губернатора Орловской области — на протяжение 90-х и начала 2000-х — Егора Строева. И, вот, многие посмеивались в профессиональной среде над разными изданиями и… там… телеканалами, работающими в Орловской области — потому, что у нас никогда не принято… у нас даже про Президента не говорят: «Владимир Владимирович Путин посетил Хабаровск» — у нас говорят: «Владимир Путин прилетел в Хабаровск».

И, вот, было предписание когда-то в средствах массовой информации Орловской области: всё, что связано с губернатором Егором Строевым — везде говорить «Егор Семёнович Строев посетил… прибыл… съездил…» — это было, прямо, обязательно.

И, вот, я недавно общался с коллегами в одной епархии, которые работают в местной пресс-службе епархиальной — мы разбирали новости, которые у них. У них — новых глава пресс-службы, они пытаются, как раз, вот, сделать ту самую работу по актуализации — потому, что они сделали прекрасный сайт уже, но… теперь дело за наполняемостью.

И, вот, мы разбираем какие-то новости. Говорим, что — вот, замечательная новость о том, что епископ такой-то посетил приход. Там — расписывается о том, как он приехал, отслужил, благословил, уехал, и внизу — маленькая приписка, что во встрече принимал участие священник-кардиохирург.

Я говорю: «Вы почему здесь за архиерея уцепились, если у вас, единственный на всю епархию, священник — профессиональный кардиохирург, один из немногих, вообще, в области, который продолжает работать, у которого — огромный, многолетний опыт и хирургический, и священнический, и, в общем-то, встреча-то была с ним, как раз — архиерей просто присутствовал. Вы, наверное, зайдите с этого — информация уже станет актуальней, и уже люди узнают о том, что — ага, оказывается, это не просто странный дядька в длинной чёрной одежде, с крестом и бородой, а это ещё и человек, который каждый день спасает чьи-то жизни, и проводит сложнейшие операции. И он уже пойдёт к вам, и ему станет интересней о том, что у вас в Церкви происходит».

О.Дмитрий:

— Ну, да. Тут, например, можно взять какой-нибудь яркий заголовок: «Священник режет не только души, но и тела» — ну, к примеру! Можно долго фантазировать, и придумать, проявить творчество…

А.Пичугин:

— Да. Но это — тот подход, который… вот…

О.Дмитрий:

— Да, да… И, вот… Вы правильно привели пример — в общем-то, об этом речь и идёт.

О том, что есть батюшки консервативные — вот, они служат, у них Всенощная — по шесть, по семь часов, и у них есть определённая паства. Замечательно, хорошо.

А почему бы молодых, или не очень молодых, разных — не объединить священников, мирян, именно как такой вот миссионерский фронт с информационной поддержкой для того, чтобы они вели на просторах интернета свою деятельность, для того, чтобы об этих священниках, о кардио… или… Вы не сказали — кардио… или просто…

А.Пичугин:

— Кардиохирург.

О.Дмитрий:

— … а… он — кардиохирург…

А.Пичугин:

— Да, он сложнейшие операции на сердце делает…

О.Дмитрий:

— … на сердце делает… о кардиохирургах, о батюшках, у которых есть замечательные другие направления деятельности — там… и социальная, и миссионерская, и просветительская, и… там… я знаю… батюшка — любитель автомобилей или мотоциклов. Это не значит, что батюшка должен обязательно быть… там… байкером, но мы должны чем-то уловить, каким-то крючком, интересным человеку, его — для того, чтобы с ним, в итоге, поговорить о Христе.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

— Я напомню, что священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии, в гостях у светлого радио.

Да, и… можно же говорить и про людей, которые любят полные Всенощные по семь часов — и найти какую-то интересную жилку в том, как они это делают, почему они это делают, и тоже — что-то сделать свежее, новое, и, глядишь, им самим понравится!

О.Дмитрий:

— Современный человек очень мало стал читать больших текстов…

А.Пичугин:

— Да, проблема… примерно, усваиваемый текст — это средний пост на фейс-буке.

О.Дмитрий:

— … и, если мы будем пользоваться старыми методами ораторского искусства, к сожалению, услышит нас — меньше 1%.

А.Пичугин:

— Да.

О.Дмитрий:

— Поэтому, проповедь должна быть актуальна не только по содержанию, но и по форме. И, проповедь в Инстаграме — должна быть в формате Инстаграма. Проповедь… вот, Вы сказали про новость — она должна быть официальная, потому, что она и должна быть тоже официальной, и к ней — замечательная какая-нибудь аналитическая или… просто историческая какая-то справка, или какое-то дополнение.

А.Пичугин:

— Хочешь — читай, хочешь — не читай, они должны быть отдельно как-то выведены — так, чтобы у человека была возможность выбора.

О.Дмитрий:

— Да. Поэтому, второе — что касается визуализации. С этим тоже есть проблемы у нас. Фотографии люди хотят видеть — разные, красивые, где владыка не только с амвона, например, благословляет, или батюшка, но… вот — они встали, обнялись, голубей выпускают… вот — владыка в какой-то неформальной обстановке…

Третье — это видео. Всё больше и больше людей узнают об истории Отечества… там… о политологии, об экономике не читая, а — смотря или слушая. И здесь тоже у нас есть определённые проблемы — я имею в виду, у Церкви.

Необходимо больше видео-контента. И, знаете, что здорово — когда этот видеоконтент не идеально причёсан — так, что комар носа не подточит. А, например, какой-то свой человек зашёл в Алтарь — ну, понятно, это делается с благословения всё — и, например, снимает, как происходит хиротония того или иного чтеца в дьякона: «Ну, как интересно… а вот почему он так ходит вокруг Престола… а что происходит…» — ведь, большая часть той же хиротонии — она не видна людям.

А.Пичугин:

— Она — за большой Преградой.

О.Дмитрий:

— Она — да. Почему бы не сделать какой-то стрим инсайдерский — уж, простите, два таких… английских слова…

А.Пичугин:

— Да, нормально… почему нет…

О.Дмитрий:

— … употребляю. И много замечательных есть таких вещей, о которых можно говорить современным языком — и, в том числе, о Богослужении, которое, вообще, мало кому понятно. Почему — в таких облачениях, почему — вот, такие действия? Хорошо, когда бывает Патриаршая служба…

А.Пичугин:

— … и Алексей Константинович Светозарский всем всё рассказывает, да.

О.Дмитрий:

— Но, ведь — это мало!

А.Пичугин:

— Конечно.

О.Дмитрий:

— Почему бы это не сделать для молодёжи? Ну, кто будет уважаемого профессора слушать из молодёжи, кроме церковной молодёжи? Церковная, которая учится профильно, в принципе, то, что он говорит, знает уже, наверное. Там, ко 2-му курсу семинарии — почти 100%. А наша задача — сделать Богослужение ( в том числе, Богослужение ) миссионерским.

Поэтому, наша деятельность — она не ограничивается только тем, чтобы говорить о Церкви много и разного. Она ещё заключается в том, чтобы сделать так, чтобы Церковь стала миссионерской.

А наша скромная задача — СМИ — в том, чтобы об этом рассказать людям: что Церковь — это и учёные, и неучёные, и старики, и дети, и молодёжь, мужчины и женщины. Что это — бездетные и многодетные, богатые, бедные — все здесь есть в Церкви, и каждый — может себя здесь найти.

А.Пичугин:

— Каждый может быть… каждый, вернее, является образом Божьим, но, при этом, это не значит, что есть какой-то стандарт. Что… вот… многодетный, 15-детный батюшка с матушкой — это… такой… типаж, к которому все должны стремиться. Нет, мы все — разные.

О.Дмитрий:

— Но есть отец Артемий Владимиров — у него нет детишек своих, и что же? Его любит вся страна!

А.Пичугин:

— Ну, и… есть отец Артемий Владимиров с длинной бородой и длинными волосами, и есть… я не знаю… отец Владимир Лапшин с короткой совсем бородой и совсем короткими волосами, и у каждого из них… в общем… большие заслуги перед Церковью.

О.Дмитрий:

— Поэтому, собственно говоря, если говорить в целом о ситуации, то мы, как ни странно, в 2019 году находимся в начале пути.

А.Пичугин:

— Да?

О.Дмитрий:

— Да. И особенно необходимо нам — заняться полем, которое называется «Интернет».

А.Пичугин:

— Священник Дмитрий Полищук, председатель епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации Московской епархии был гостем программы «Светлый вечер».

Спасибо, отец Дмитрий!

О.Дмитрий:

— Спасибо вам!

А.Пичугин:

— Я — Алексей Пичугин. Прощаемся. Всего доброго!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Апостольские чтения
Апостольские чтения
Апостольские послания и книга Деяний святых апостолов – это часть Нового Завета. В этих книгах содержится христианская мудрость, актуальная во все времена. В программе Апостольские чтения можно услышать толкование из новозаветного чтения, которое звучит в этот день в Православных храмах.
Семейные советы
Семейные советы
Чем живет современная семья? Как научиться слушать и слышать друг друга? Какие семейные традиции укрепляют семью? Об этом и многом другом расскажут авторы программы — опытные родители, священники и психологи.
Тайны Библии
Тайны Библии
Христиане называют Библию Священным Писанием, подчеркивая тем самым вечное духовное значение Книги книг. А ученые считают Библию историческим документом, свидетельством эпохи и гидом в прошлое… Об археологических находках, научных фактах и описанных в Библии событиях рассказывает программа «Тайны Библии».

Также рекомендуем