Адрес: Грузинская пл., 13
Тому, кто не очень-то хорошо знаком с историей Москвы, может показаться, например, что название Большой и Малой Грузинской улиц как-то связано с тем, что в идеологической работе в СССР называли «дружбой народов». Кстати, на мой взгляд, весьма правильная идеология. Ну, это к слову.
Да, действительно, на карте Москвы есть улицы, названные в честь городов братских республик – например, Ташкентская, Таллиннская, Киевская.
А вот название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью под названием Грузины. Впервые место это упоминается в 1714 году. И именно потому, что здесь жили грузины, по тем или иным причинам переселившиеся в Москву.
А в 1729 году стоявшее в этих местах дворцовое село Воскресенское, было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, лишенному врагами престола и бежавшему из Грузии под руку русского царя. Причем по историческим свидетельствам его сопровождало до полутора тысяч соплеменников. Вот, собственно и объяснение причин появления в Москве Грузинских улиц.
А как же православным грузинам без храма? Вот потому в 1750 году в Грузинах на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича (кстати, генерал-майора русской армии) и построили Храм Георгия Победоносца в Грузинах (ныне это улица Большая Грузинская, 13).
Место это, как водится, было выбрано не случайно – ранее здесь стояла церковь Иоанна Богослова, увы, погибшая в огне очередного московского пожара.
В 1779 году и Георгиевская церковь сгорела. И тогда на месте деревянной церкви начали строить каменную, которую и освятили в 1800 году. И в течение всего XIX в. церковь св. Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась.
Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии). Была богатая библиотека с книгами на старославянском и грузинском языках.
В 1860-1870 гг. храм расширили и перестроили в стиле ампира, надстроили колокольню, пристроили ризницу.
Увы, в 1930 году церковь закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия.
В 1993 году древняя часть храма возвратили Церкви и отреставрировали.
Богослужения ведуться на церковно-славянском и грузинском языках.
Контакты: храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Адрес: Грузинская пл., 13
Как проехать:
от м. «Баррикадная», «Краснопресненская», далее пешком 8-10 минут вдоль ограды зоопарка; автобус 116, троллейбус 35 , остановка «Зоологическая улица».
Схема проезда:
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)