
Фото: Alisa Anton / Unsplash
Храм в православной традиции не просто здание. Это место, где присутствует Бог. Человек, конечно, может почувствовать Господа рядом с собой в любом месте — в транспорте, офисе или даже в лифте. Но именно в храме особенно ощущаешь реальность Царства Небесного. Православная церковь должна быть построена согласно установленным требованиям — в ней, например, обязательно должен быть алтарь, отделённый от остального пространства иконостасом. Чтобы начать совершать в храме богослужение, его нужно освятить. Сделать это может только епископ — так в Церкви называется высшая степень священнослужителя. Если в данном регионе епископов несколько, то освящение храма старший из них.
В ходе освящения епископ помазывает церковные стены святым миром — особым освященным маслом. Главным моментом освящения храма является устройство престола, деревянного или каменного стола, который сначала натирается святым маслом, а затем покрывается расшитой тканью. Перед престолом священник стоит всякий раз, когда служит. Именно на нем совершается главное православное богослужение — Литургия.
Престол назван так потому, что здесь, согласно православному преданию, невидимым образом присутствует Сам Христос — Спаситель и Господь мира. В нашей Церкви дотрагиваться до него могут исключительно священнослужители. А вот в Румынии даже у мирян бывает возможность к престолу прикоснуться.
Согласно традиции Румынской Церкви престол становится доступным для поклонения всем прихожанам в день освящения храма. Происходит это так. Освящение, как это и принято, совершает епископ. Он помазывает стены храма миром, облачает престол, затем совершает на нём первую Литургию.
В конце богослужения епископ встаёт с крестом в руках у престола и приглашает всех присутствующих на богослужении войти в алтарь. Все прихожане, не только мужчины, но и женщины, по очереди входят в алтарь. Они сначала совершают поклон перед престолом, целуют его, а затем целуют крест в руках у епископа. Вы не представляете — какая это для людей огромная радость! В Румынии традиция целования престола прихожанами в день освящения храма появилась не просто так.
Православные румыны воспринимают храм несколько иначе, чем в России. Согласно их представлению, за храм ответственность несёт не только священник, но и все прихожане. Румыны с большим желанием участвуют не только в богослужении. В румынских приходах имеются реально действующие попечительские советы, члены которых финансово поддерживают храм (чего у нас часто нет). У румын, абсолютное большинство постоянных прихожан, а не небольшая инициативная группа, как у нас, украшают свою церковь к празднику, убираются в ней, организовывают какие-то различные мероприятия.
Когда новый храм освящается и прихожане допускаются в алтарь для целования престола, это означает сразу две вещи. Первая — освящена общая для священника и прихожан святыня. Вторая — целуя престол, миряне как бы приносят присягу — дают Богу торжественное обещание заботиться о своем храме.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема