«Чёрно-синие густые ночи над водой, электрический крест Святого Владимира, висящий в высоте...» - таким запечатлел Киев Михаил Афанасьевич Булгаков в своём рассказе «Киев-город». Иллюминация памятника князю Владимиру, в начале прошлого века действительно казалась настоящим чудом. А воплотили это чудо в жизнь купцы из Брянска – братья Семён и Павел МогилЕвцевы. Потрясающая своей необыкновенной красотой и дороговизной, электрическая гирлянда, украшавшая огромный крест в руках крестителя Руси, была сделана на заказ и смонтирована на их личные средства.
И если в Киеве фамилия Могилевцевых вызывала уважение, то в родном Брянске действительно сложно было найти человека, который не знал бы Семёна Семёновича и его родного брата Павла. Едва ли не больше, чем успехами в лесопромышленном бизнесе, которым братья занимались вот уже несколько десятков лет, славились Могилевцевы своим неравнодушным отношением к родному городу, к людям, живущим в нём.
Брянск конца девятнадцатого-начала двадцатого века представлял собой зрелище довольно удручающее. Историки-краеведы пишут о грязных, неосвещенных улицах, отсутствии водопровода и канализации. Им вторил знаменитый писатель Василий РОзанов: «Город был ужасающе беден…» Дома - сплошь деревянные; неудивительно, что очередной пожар практически уничтожил добрую половину городских строений.
Братья Могилевцевы, как люди деловые и предприимчивые, прекрасно понимали, что престиж города необходимо поднимать, во что бы то ни стало. Понимали они и то, что без серьезных финансовых вложений этого, не сделать. Но жители Брянска того времени почти поголовно были бедны, как, впрочем, и городская казна. Поэтому Семён с Павлом решили взять дело в свои руки.
Они построили два больших кирпичных дома с общим садом, и обратились в городскую Управу с предложением принять их как безвозмездный дар городу, с одним лишь условием: в зданиях должна будет расположиться больница. Через два года, оснащенная на деньги братьев всем необходимым, клиника открыла двери для пациентов. А половину одного из корпусов занял сиротский приют, тоже организованный на средства Семёна и Павла МогилЕвцеых.
Однако это было лишь начало. Через несколько лет Могилевцевы открыли в городе еще один приют – Дом призрения для детей, бедняков и престарелых. Все расходы на строительство каменного здания они взяли на себя, и сверх того, выделили капитал в десять тысяч рублей на содержание приюта.
В последующие годы по инициативе и на средства братьев Семёна и Павла Могилевцевых в Брянске открываются ремесленное училище, мужская и женская гимназии, несколько школ, родильный приют. Город на глазах менялся, приобретая не просто новый статус, но становясь действительно привлекательным и комфортным для проживания.
Самыми масштабными проектами Могилевцевых стали городской водопровод и электростанция. Система водоснабжения, оснащенная современным оборудованием, протянулась на восемь километров и охватила центральные улицы города. А по вечерам на этих улицах загорались огни, и горожане могли совершать променад перед сном.
Отдавая долг милосердия людям, Семён и Павел не забывали и о долге перед Богом. Вместе с третьим из братьев МогилЕвцевых – Николаем Семёновичем, они построили в Брянске СпАсо-ГрОбовский храм и церковно-приходскую школу при нём.
Семён Могилевцев столь активную общественную деятельность умудрялся совмещать еще и с должностью гласного Киевской городской думы. Кстати, для Киева братьями тоже было сделано немало добрых дел: они активно финансировали устроительство Педагогического музея имени Цесаревича Алексея, состояли во многих благотворительных учреждениях города. И каждый православный, глядя на сияющий в вечерних сумерках крест Святого Владимира, вспоминал добрым словом братьев МогилЕвцевых из Брянска.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер