«Чёрно-синие густые ночи над водой, электрический крест Святого Владимира, висящий в высоте...» - таким запечатлел Киев Михаил Афанасьевич Булгаков в своём рассказе «Киев-город». Иллюминация памятника князю Владимиру, в начале прошлого века действительно казалась настоящим чудом. А воплотили это чудо в жизнь купцы из Брянска – братья Семён и Павел МогилЕвцевы. Потрясающая своей необыкновенной красотой и дороговизной, электрическая гирлянда, украшавшая огромный крест в руках крестителя Руси, была сделана на заказ и смонтирована на их личные средства.
И если в Киеве фамилия Могилевцевых вызывала уважение, то в родном Брянске действительно сложно было найти человека, который не знал бы Семёна Семёновича и его родного брата Павла. Едва ли не больше, чем успехами в лесопромышленном бизнесе, которым братья занимались вот уже несколько десятков лет, славились Могилевцевы своим неравнодушным отношением к родному городу, к людям, живущим в нём.
Брянск конца девятнадцатого-начала двадцатого века представлял собой зрелище довольно удручающее. Историки-краеведы пишут о грязных, неосвещенных улицах, отсутствии водопровода и канализации. Им вторил знаменитый писатель Василий РОзанов: «Город был ужасающе беден…» Дома - сплошь деревянные; неудивительно, что очередной пожар практически уничтожил добрую половину городских строений.
Братья Могилевцевы, как люди деловые и предприимчивые, прекрасно понимали, что престиж города необходимо поднимать, во что бы то ни стало. Понимали они и то, что без серьезных финансовых вложений этого, не сделать. Но жители Брянска того времени почти поголовно были бедны, как, впрочем, и городская казна. Поэтому Семён с Павлом решили взять дело в свои руки.
Они построили два больших кирпичных дома с общим садом, и обратились в городскую Управу с предложением принять их как безвозмездный дар городу, с одним лишь условием: в зданиях должна будет расположиться больница. Через два года, оснащенная на деньги братьев всем необходимым, клиника открыла двери для пациентов. А половину одного из корпусов занял сиротский приют, тоже организованный на средства Семёна и Павла МогилЕвцеых.
Однако это было лишь начало. Через несколько лет Могилевцевы открыли в городе еще один приют – Дом призрения для детей, бедняков и престарелых. Все расходы на строительство каменного здания они взяли на себя, и сверх того, выделили капитал в десять тысяч рублей на содержание приюта.
В последующие годы по инициативе и на средства братьев Семёна и Павла Могилевцевых в Брянске открываются ремесленное училище, мужская и женская гимназии, несколько школ, родильный приют. Город на глазах менялся, приобретая не просто новый статус, но становясь действительно привлекательным и комфортным для проживания.
Самыми масштабными проектами Могилевцевых стали городской водопровод и электростанция. Система водоснабжения, оснащенная современным оборудованием, протянулась на восемь километров и охватила центральные улицы города. А по вечерам на этих улицах загорались огни, и горожане могли совершать променад перед сном.
Отдавая долг милосердия людям, Семён и Павел не забывали и о долге перед Богом. Вместе с третьим из братьев МогилЕвцевых – Николаем Семёновичем, они построили в Брянске СпАсо-ГрОбовский храм и церковно-приходскую школу при нём.
Семён Могилевцев столь активную общественную деятельность умудрялся совмещать еще и с должностью гласного Киевской городской думы. Кстати, для Киева братьями тоже было сделано немало добрых дел: они активно финансировали устроительство Педагогического музея имени Цесаревича Алексея, состояли во многих благотворительных учреждениях города. И каждый православный, глядя на сияющий в вечерних сумерках крест Святого Владимира, вспоминал добрым словом братьев МогилЕвцевых из Брянска.
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема