Семья американского священника Мильтона Райта, часто переезжала с места на место. По роду своей деятельности, пастор Райт и его жена Сьюзан исколесили почти все западные штаты. В Индиане, в апреле 1867-го, у супругов родился сын Уилбер. Спустя 4 года, когда семейство Райт перебралось в штат Огайо, на свет появился ещё один мальчик — О́рвилл. Обоим суждено было прославиться на весь мир. Ведь именно братья Райт, Уилбер и Орвилл, стали конструкторами первого в мире самолёта. И совершили на нём первый в истории воздухоплавания управляемый полёт. Без всякого преувеличения грандиозное техническое достижение братья приписывали не только собственной смекалке и трудолюбию. Они не раз говорили, что должны благодарить свою семью. «Нам посчастливилось вырасти в домашней обстановке, где поощрялись наши интересы и занятия», — вспоминали братья Райт.
Склонность к изобретательству они унаследовали от родителей. И сам пастор Райт, и его жена, живо интересовались механикой. В домашней библиотеке было немало книг по физике и математике. Мильтон однажды сконструировал пишущую машинку, на которой впоследствии печатал свои проповеди. А миссис Сьюзан Райт смастерила для детей санки, управляемые рулём. Все игрушки Уилбера и Орвилла были делом её рук. И лишь однажды в доме появилась покупная. Отец, возвращаясь домой после службы в церкви, решил побаловать мальчиков каким-нибудь подарком. В магазине его внимание привлекла необычная заводная игрушка, похожая на летучую мышь. Несколько поворотов ключа — и она взмывала под потолок! Братья были в восторге. Они запускали игрушку снова и снова. Пока, наконец, не сломали. Но горе длилось недолго. Внимательно рассмотрев детали, мальчишки из подручных материалов самостоятельно сконструировали новую. И она работала! Впоследствии братья Райт признавались, что без этого подарка отца, возможно, не было бы их самого главного изобретения — аэроплана. Как и без их крепкой братской дружбы и привязанности.
Товарищей среди сверстников у мальчиков почти не было. Братья предпочитали проводить время друг с другом. Вместе играли и трудились. Делились друг с другом мыслями и идеями. Часто эти разговоры продолжались далеко за полночь, и прекращались только после вмешательства матери. Мальчики помогали миссис Райт по хозяйству. Кололи дрова, носили воду из колодца, мыли посуду и даже готовили. В 1892-м году они своими руками, без посторонней помощи, пристроили к дому веранду, где семья часто потом собиралась за чаем. Свободное время братья проводили на природе. Убегали в лес или на реку, разводили костер, пекли картошку, удили рыбу.
Неожиданная слава пришла к братьям Райт, когда им было уже за двадцать. В моду вошли велосипеды. Но Райтам они были не по карману. И в 1903-м они смастерили собственную модель — тандем с двумя сиденьями. Изобретение неожиданно принесло братьям заработок. Люди стали приходить к ним с просьбой починить двухколёсных коней. Так Уилбер и Орвилл открыли велосипедную мастерскую. Именно там спустя несколько месяцев они создали и первый в мире управляемый самолёт. Мотор для него братья тоже собрали сами.
В историю авиации вошли не только первые триумфальные испытания братьев Райт. Но и их семейные полёты. В мае 1910-го года Орвилл управлял самолётом, в кабине которого в качестве пассажира находился его 82-летний отец. В другой раз пассажиром стал Уилбер. Это был единственный раз, когда братья летали вдвоём. После этого они дали обещание не садиться в самолёт вместе — родители боялись в случае трагедии, потерять сразу обоих сыновей.
Всю жизнь братья были рядом. Несмотря на богатство и известность, которую они обрели, вели очень скромный образ жизни. С утра до вечера работали, перед сном читали друг другу вслух. В выходные гуляли, занимались спортом. Уилбер Райт скончался в 1912-м. Орвилл надолго пережил брата. Свой последний полёт на одном из новейших и быстрых самолётов «Компании Райт» — их общего с Орвиллом детища — он совершил в апреле 1944-го. И посвятил этот полёт дорогому брату.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых