
Фото: Piqsels
Семья американского священника Мильтона Райта, часто переезжала с места на место. По роду своей деятельности, пастор Райт и его жена Сьюзан исколесили почти все западные штаты. В Индиане, в апреле 1867-го, у супругов родился сын Уилбер. Спустя 4 года, когда семейство Райт перебралось в штат Огайо, на свет появился ещё один мальчик — О́рвилл. Обоим суждено было прославиться на весь мир. Ведь именно братья Райт, Уилбер и Орвилл, стали конструкторами первого в мире самолёта. И совершили на нём первый в истории воздухоплавания управляемый полёт. Без всякого преувеличения грандиозное техническое достижение братья приписывали не только собственной смекалке и трудолюбию. Они не раз говорили, что должны благодарить свою семью. «Нам посчастливилось вырасти в домашней обстановке, где поощрялись наши интересы и занятия», — вспоминали братья Райт.
Склонность к изобретательству они унаследовали от родителей. И сам пастор Райт, и его жена, живо интересовались механикой. В домашней библиотеке было немало книг по физике и математике. Мильтон однажды сконструировал пишущую машинку, на которой впоследствии печатал свои проповеди. А миссис Сьюзан Райт смастерила для детей санки, управляемые рулём. Все игрушки Уилбера и Орвилла были делом её рук. И лишь однажды в доме появилась покупная. Отец, возвращаясь домой после службы в церкви, решил побаловать мальчиков каким-нибудь подарком. В магазине его внимание привлекла необычная заводная игрушка, похожая на летучую мышь. Несколько поворотов ключа — и она взмывала под потолок! Братья были в восторге. Они запускали игрушку снова и снова. Пока, наконец, не сломали. Но горе длилось недолго. Внимательно рассмотрев детали, мальчишки из подручных материалов самостоятельно сконструировали новую. И она работала! Впоследствии братья Райт признавались, что без этого подарка отца, возможно, не было бы их самого главного изобретения — аэроплана. Как и без их крепкой братской дружбы и привязанности.
Товарищей среди сверстников у мальчиков почти не было. Братья предпочитали проводить время друг с другом. Вместе играли и трудились. Делились друг с другом мыслями и идеями. Часто эти разговоры продолжались далеко за полночь, и прекращались только после вмешательства матери. Мальчики помогали миссис Райт по хозяйству. Кололи дрова, носили воду из колодца, мыли посуду и даже готовили. В 1892-м году они своими руками, без посторонней помощи, пристроили к дому веранду, где семья часто потом собиралась за чаем. Свободное время братья проводили на природе. Убегали в лес или на реку, разводили костер, пекли картошку, удили рыбу.
Неожиданная слава пришла к братьям Райт, когда им было уже за двадцать. В моду вошли велосипеды. Но Райтам они были не по карману. И в 1903-м они смастерили собственную модель — тандем с двумя сиденьями. Изобретение неожиданно принесло братьям заработок. Люди стали приходить к ним с просьбой починить двухколёсных коней. Так Уилбер и Орвилл открыли велосипедную мастерскую. Именно там спустя несколько месяцев они создали и первый в мире управляемый самолёт. Мотор для него братья тоже собрали сами.
В историю авиации вошли не только первые триумфальные испытания братьев Райт. Но и их семейные полёты. В мае 1910-го года Орвилл управлял самолётом, в кабине которого в качестве пассажира находился его 82-летний отец. В другой раз пассажиром стал Уилбер. Это был единственный раз, когда братья летали вдвоём. После этого они дали обещание не садиться в самолёт вместе — родители боялись в случае трагедии, потерять сразу обоих сыновей.
Всю жизнь братья были рядом. Несмотря на богатство и известность, которую они обрели, вели очень скромный образ жизни. С утра до вечера работали, перед сном читали друг другу вслух. В выходные гуляли, занимались спортом. Уилбер Райт скончался в 1912-м. Орвилл надолго пережил брата. Свой последний полёт на одном из новейших и быстрых самолётов «Компании Райт» — их общего с Орвиллом детища — он совершил в апреле 1944-го. И посвятил этот полёт дорогому брату.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе