
Изображение: https://www.kirovsky-dv.ru/history/devyat-bratev-i-vse-tankisty
У Дмитрия Фёдоровича Михеева, колхозника из поволжского села Воецкое, семья была большая. Три дочери и девять сыновей. Все дружные, трудолюбивые. С радостью помогали отцу на пасеке. По всей Ульяновской области он славился как знатный пчеловод. За ударную работу его наградили орденом «Знак почёта». Отец гордился детьми: и теми, которые жили вместе с ним, и старшими — военными, служившими на Дальнем Востоке. Павел, Виктор и Александр Михеевыбыли танкистами. Шестеро младших подрастали и тоже мечтали о танках.
В 1937 году Дмитрий Фёдорович приехал в Хабаровск — навестить сыновей. Привёз подарок — бочонок свежего гречишного мёда. В воинской части выпал случай угостить самого командующего Дальневосточной армией — маршала Блюхера. Василию Константиновичу мёд понравился. Осмелев, Дмитрий Фёдорович спросил: «А можно танковый экипаж из одних только Михеевых составить?». Маршал засмеялся: «А хватит ли у вас сыновей-то?» «Еще и останется, только разрешите!» — заверил его обрадованный пчеловод. Так появилась легендарная «семейная» танковая группа братьев Михеевых. А вскоре началась Великая Отечественная война.
Михеевы отправились на фронт. Отец рвался вместе с ними. На призывном пункте долго пытался доказать, что возраст — не помеха. Он ведь, в конце концов, пулемётчик. Воевал в Первую мировую. И награды имеются. Но ничего не вышло. Тогда Дмитрий Фёдорович достал все свои сбережения, отложенные с продажи мёда — 50 тысяч рублей. И перевёл их Красной Армии. Сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин направил пчеловоду телеграмму с благодарностью за заботу о Вооруженных Силах страны.
Братья тем временем самоотверженно воевали. Виктор, Павел, Владимир, Фёдор, Александр, Иван, Михаил, Семён и Пётр участвовали в самых главных и кровопролитных сражениях Великой Отечественной. В бою под Харьковом в танк командира батальона, Виктора Михеева, попал снаряд. Фёдор, рискуя жизнью, вытащил тяжело раненного брата из машины и передал в руки санитарам. А когда снова сел в кабину, фашистский танк оказался почти вплотную. Фёдор бесстрашно пошёл на таран и вывел из строя машину противника.
В битве на Курской дуге мужество и отвагу проявил Владимир Михеев. Под его командованием была организована танковая оборона. И хотя силы противника превосходили вдвое, Владимир сумел заразить братьев своим энтузиазмом и поднять их боевой дух. Им удалось отразить атаку тридцати фашистских танков и прорвать вражескую оборону. За успешную операцию Владимир Михеев получил орден Красной Звезды и звание майора. Всего же на девятерых братья привезли домой 43 награды.
Победу в 1945-м Михеевы встречали всемером. Двое из братьев — Иван и Александр — погибли. Остальные дошли до Берлина. Когда город был взят, на здании Рейхстага появилась надпись: «Михеевы в Берлине! Да здравствует Победа!»
Совсем скоро Дмитрий Фёдорович со слезами на глазах встречал сыновей дома. На столе стояла тарелка густого, ароматного мёда. Отец оглядывал своих ребят. У многих в волосах пробивалась седина. У Павла один рукав гимнастёрки был пустым. После ранения в боях под украинскими Прилуками он чудом выжил, но лишился руки. И всё же война закончилась. Семейный экипаж сидел за столом и пил чай с мёдом.
Случай братьев Михеевых называют уникальным в мировой военной истории. Сами же они скромно говорили, что на войне все солдаты были братьями. И это чувство братства помогло преодолеть самые тяжёлые испытания.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема