Ну как так можно! Взять новую белоснежную рубашку — и за один день превратить её в чем только не заляпанную тряпку! Ох уж эти школьники! Пятно от еды — ладно, отстирается. А вот чернила и клюквенный сок — это надо будет помучиться. Что делать, все дела надо отодвинуть и отправляться стирать.
Устал я. Сел на табуретку напротив стиральной машины. А она — так спокойно и уверенно крутит свой барабан. Несколько оборотов в одну сторону — остановка — теперь в другую. В одну — в другую. Эта спокойная уверенность начинает действовать на меня завораживающе. Она никуда не торопится. Чётко выполняет программу. Туда — пауза — сюда. Внутри — бельё. Ох, как же ему не нравится, что с ним сейчас происходит! Ну подумаешь — пятна. И не в таком ещё можно ходить! Зачем же так измываться? Крутить то в одну, то в другую сторону. Вещи цепляются друг о друга, трутся, им некомфортно, они сминаются, вытягиваются, закручиваются то в тугой жгут, то растягиваются по поверхности барабана, когда на высоких оборотах начинается отжим.
А барабан всё крутится. Туда — сюда. Очень часто мы забываем про то, что наши семьи — это такие же стиральные машины, только не человеческими руками собранные, а сконструированные Богом. Поначалу мы были такие вполне довольные собой, сухонькие, почти чистенькие в собственных глазах — а тут нас раз — и положили в барабан. Сначала — мужа и жену. Потом дети добавляются с родственниками. И начинается стирка. Самая большая стирка в жизни. Поначалу вроде как терпимо. Где-то друг о друга потёрлись, неприятно, но что поделать. Мокро, противно — но ничего. Думали, так и дальше будет. Оказалось — всего лишь замачивали. А потом неожиданно начинается литься сверху какая-то едкая гадость, разъедающая, противная. Она проникает всюду, и такие родные, давно привычные пятна вдруг меняются, исчезают. Это у нас слезла вся мишура и позолота, сползли маски и роли — и неприглядность, столь скрываемая от внешних, выползла наружу. Не только выползла — но ещё и стала пытаться запачкать собой другого. Что значит тебе не нравится? А ты терпи! Принимай меня со всем приданым! Только вот Бог здесь — упрямо продолжает лить сверху едкий раствор неприятностей и скорбей, чтобы отодрать от ткани души глубоко въевшуюся грязь. Крутит нас в Своём барабане, сталкивает друг с другом, иногда — самыми болезненными местами. Мы начинаем кричать от боли и страха, нам невыносимо хочется прекратить это страдание — вырваться из этого тесного и неустойчивого барабана — высохнуть под лучами ласкового солнца и просто насладиться жизнью. Мы не понимаем, за что нам такое мучение? Но дверца крепко заблокирована. Процесс идёт, и никто нас отпускать не собирается. Снова крутит — туда, сюда. Снова — больно, снова — то химия жжет, то ледяная вода полощет, то почти на разрыв отжимают на высоких оборотах. Иногда бывают короткие паузы, чтобы только дыхание перевести. И снова — стирка.
И вот, однажды, когда мы уже совсем отчаялись выбраться наружу, искренне поверив, что вся жизнь — боль, в конце — смерть, вдруг щёлкает замок, и распахивается дверка. Чьи-то нежные руки достают нас из ненавистного барабана — расправляют, отрясают, внимательно смотрят — всё ли отстиралось? Не осталось ли пятен? А мы не можем поверить: неужели этот кошмар закончился? Вот и оно, горячее солнце любви, которому осталось теперь немного: досушить и нагреть своими лучами, чтобы всякий, кто прикоснётся к нам, навсегда запомнил: есть в жизни и Бог, и любовь, и счастье, и Божья стиральная машинка — самая эффективная!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер