![Картина на мольберте.](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/08/Kraski-Rossii-1024x576.jpeg)
— Мама, посмотри на картину художника Бориса Николаева, она называется «Впервые по снегу»! Узнаёшь? У нас дома в альбоме с фотографиями такая открытка есть!
— Да, верно, Лиза. Получается, что старая карточка с зимним деревенским пейзажем, которая у нас хранится с незапамятных времён — не просто рисунок! Это репродукция настоящего полотна, написанного маслом. Удивительное открытие подарила нам Пензенская картинная галерея!
— Так странно видеть знакомое изображение в увеличенном размере! Я, когда маленькая была, очень любила разглядывать эти деревянные домики, тропинки в глубоком снегу. Придумывала всякие истории про мальчика, который катается на лыжах, хотела с ним познакомиться.
— А моя мама, твоя бабушка Аля, в малыше на переднем плане видела себя в детстве. Говорила, что у неё было такое же красное пальтишко и широкие ватные штаны. Карапуз шагает неловко, руки расставил в стороны, как крылышки, того гляди упадет. Но с ним рядом молодая женщина, она готова в любой момент поймать своё сокровище. Смотрит на ребенка и смеётся, счастливая. Мама уверяла, что героиня похожа на её маму, Капитолину Васильевну.
— Мою прабабушку?
— Да. Фотографий бабы Капы не сохранилось, семейный архив потеряли при переезде. И открытка для мамы была памятью о детстве.
— А на какие годы пришлось её детство?
— Мама родилась в 1954-ом. А когда была написана картина... Здесь где-то должно быть указано, сейчас очки достану...
— Позвольте, я вам подскажу. Борис Александрович Николаев написал свою работу «Впервые по снегу» в 1953 году. Простите, что вмешался, вы говорили о сокровенном. Но всё сказанное вами мне очень близко. Моя мама чуть постарше вашей.
— Значит, и она росла в ту эпоху, что запечатлена на картине.
— Да, в пятидесятых. Борис Николаев собрал на полотне «Впервые по снегу» многие приметы тех лет.
— Какие приметы?
— Например, строительство — оно шло повсеместно, страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. И на картине изображён свежий сруб нового дома на деревенской улице, подъёмный кран на горизонте в окружении высотных домов.
— Строили много, но до комфортной жизни было ещё далеко — вон, женщина на заднем плане воду несёт в вёдрах на коромысле.
— Трудностей хватало.
— А главная героиня картины так улыбается, будто у неё нет никаких проблем.
— Потому что она любуется своим малышом.
— В этой улыбке сокрыто больше, чем радость материнства. Героине по виду лет тридцать, значит, она пережила военное лихолетье. Можно предположить, что женщина трудилась на оборонном заводе или работала медсестрой в госпитале. Она ещё помнит гул немецких бомбардировщиков над головой и душа её ликует, что этот страх остался в прошлом. Что ребенок растёт под мирным небом.
— Эти чувства были знакомы женщинам в Москве и Ленинграде, Саратове и Ярославле.
— И в Пензе тоже, ведь именно здесь Борис Николаев создал своё полотно. Он написал картину «Впервые по снегу» вскоре после окончания художественного училища. Молодой живописец смог передать общее настроение, витавшее в воздухе — радость мирной жизни, надежду на будущее. Потому и выпустили репродукцию картины на открытках тиражом в пятьсот тысяч экземпляров!
Картину Бориса Николаева «Впервые по снегу» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
16 января. О важности исторической памяти
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 16 января. В этот день в 1989 году вышел указ о реабилитации жертв сталинских репрессий.
О важности исторической памяти — протоиерей Константин Харитонов.
16 января. Об истории празднования Рождества Христова
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 16 января. Рождественские святки.
Об истории празднования Рождества Христова — протоиерей Андрей Гупало.
Послание к Евреям святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Евр., 326 зач., X, 35 - XI, 7.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из ключевых тем, к которой раз за разом в своих посланиях обращается апостол Павел, — это тема веры. Что такое вера? Какую роль она играет в деле спасения души? Что необходимо сделать, чтобы её укрепить? И достаточно ли человеку одной веры, чтобы иметь глубокие взаимоотношения с Богом? Ответ на все эти вопросы, можно найти в том отрывке из 10-й и 11-й глав послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел даёт определение веры, которое на многие века стало классическим: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В этом высказывании две части. В первой говорится о том, что благодаря вере те вещи, которые мы ожидаем, становятся словно осязаемыми. Они будто получают бытие в нашей душе. Осуществляются в ней. В некоторой степени мы можем предвосхитить их в своём представлении. Потрогать и рассмотреть их своим умом, а порой и прожить внутри своего сердца. Во второй части высказывания говорится о том, что вера — это уверенность в том, что эти вещи существуют в действительности.
Итак, отсюда видно, что вера — это особое состояние ума. Во-первых, оно позволяет нам признавать существующим то, что мы не можем осязать органами своих чувств. Во-вторых, вера в какой-то степени позволяет нам это неосязаемое ощутить. Вот как об этом пишет блаженный Феодорит Кирский, «вера делается для нас окном, через которое мы видим то, на что надеемся. Она ещё не пришедшее в бытие показывает как бы уже состоявшимся». Святитель Иоанн Златоуст приводит такой пример: воскресения мёртвых ещё не было, но вера делает его действительным в нашей душе. То есть вера в Бога это не просто признание того факта, что Он есть. Это ещё и Его ощущение внутри себя.
И далее апостол Павел даёт совет, как же укрепить в себе веру. Он перечисляет имена праведников — Авель, Енох, Ной. Согласно Священному Писанию, все эти праведники жили до Вселенского потопа. То были особые времена. Жизнь была устроена иначе. Последствия греха ещё не вошли в полную силу. Земля ещё очевидным образом несла на себе печать рая. И люди, многие из которых лично знали Адама или его ближайшее окружение, не сомневались в том, что Бог есть. Все они в этом смысле верили в Него. Вера была для них чем-то естественным. Однако только Авель, Енох и Ной не просто признавали Его бытие, но и жили так, будто Он есть. Они подтверждали свои убеждения делами. Вера сказывалась на их мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому о них говорится, что они ходили перед Богом. То есть жили, словно постоянно ощущали на себе Его взор. Чем интенсивнее они согласовывали с этими убеждениями свою повседневную жизнь, тем ярче образ Бога проступал в их сердце. Их вера крепла.
Вывод прост. Одного согласия с той мыслью, что Бог есть, недостаточно. Так веруют бесы. Они на все сто процентов знают, что Бог существует. Но на их жизни это никак не сказывается. А потому нам необходимы действия согласно нашей вере. Что это за действия? В первую очередь — это непрестанный поиск воли Творца путём исполнения евангельских заповедей. Взаимоотношения с Богом, самим собой и людьми на евангельских принципах, вопреки своей корыстной выгоде, именно это даёт нам ощутить реальность присутствия Бога в нашей жизни. Господь перестаёт быть абстракцией или книжным образом. Он становится живым, осязаемым. Его благодать становится содержанием нашего ума и нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов