
— Взгляните, Маргарита Константиновна, какая интересная картина! Сколько раз я была здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, и не обращала на неё внимания.
— Ты говоришь про «Утро» Бориса Кустодиева, Наташа?
— Да. Это целый живописный рассказ! Изображён угол комнаты. Стены оклеены обоями в крупный цветок. На каминной полке — пышный букет белых роз. Слева виднеется выход на балкон, справа окно, закрытое зелёной шторой. А на переднем плане молодая женщина купает в небольшой ванночке малыша. Столько нежности в этой работе, столько изящества! Вот только не верится, что автор — Борис Кустодиев, манера письма как будто совсем не его.
— Да, полотно по стилю далеко от пёстрых ярмарочных пейзажей, свойственных художнику. Но, тем не менее, это тоже Кустодиев. В начале тысяча девятисотых годов он с увлечением разрабатывал особый жанр портрета, в котором детали интерьера помогают раскрыть характер модели. И картина «Утро», написанная в 1904 году — образец творческого эксперимента.
— Очень удачный! Художник показал, как героиня полотна умеет создать уют. И даже о малыше поведал немало. Смотрите, какая у него роскошная ванночка — то ли керамическая, то ли каменная. Она похожа на морскую раковину, и это сходство как будто подсказывает нам, что ребенок для мамы — драгоценная жемчужина.
— И для мамы, и для папы — то есть, для самого Бориса Кустодиева. На картине «Утро» он изобразил жену Юлию Евстафьевну и сына Кирилла. Здесь мальчику около полугода.
— Видно, насколько художник любит родных!
— Да, он сумел передать свои чувства! Солнечные блики озаряют воду в ванночке, нежную кожу младенца, ослепительно белую блузку мамы. С помощью игры света автор картины делится с нами радостью.
— Кустодиевы были счастливы тогда!
— Очень! Пожалуй, это самое безоблачное время в их жизни. Пройдёт всего несколько лет, и для Бориса Михайловича наступит пора испытаний. Тяжёлая болезнь, безуспешные попытки лечения, непрестанные боли. Юлия Евстафьевна в полной мере разделит с мужем нелёгкий крест, путь страданий. Но здесь, на картине, она ещё не предполагает грядущих трудностей.
— Пребывает в безмятежности.
— Все обстоятельства к этому располагали. В январе 1903 года супруги повенчались. В октябре Юлия родила первенца, а Борис окончил Высшее училище при Императорской академии художеств. Он получил золотую медаль и право бесплатно стажироваться за границей в течение года. В творческое путешествие молодая семья отправилась в полном составе, вместе с сыном.
— А где именно они побывали?
— В Германии, Италии, Испании, Франции. Картина «Утро» была написана в Париже, Кустодиевы снимали там квартиру.
— Получается, что это полотно — как фотография на память о счастливом путешествии.
— Интересная мысль. Вот только что по возращении в Россию картина не осталась в домашней коллекции. Её приобрёл Русский музей — тот самый, в котором мы с тобой сейчас находимся. В начале двадцатого века он носил имя императора Александра Третьего.
— Иллюстрация к фрагменту семейной жизни Кустодиевых стала народным достоянием!
— Картина «Утро» заслуживает такого статуса — и по своим художественным достоинствам, и по глубокому внутреннему содержанию. Это не просто памятная зарисовка о безмятежных днях. Это слепок той подлинной любви, которая даёт силы перенести любые невзгоды.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело