— Взгляните, Маргарита Константиновна, какая интересная картина! Сколько раз я была здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, и не обращала на неё внимания.
— Ты говоришь про «Утро» Бориса Кустодиева, Наташа?
— Да. Это целый живописный рассказ! Изображён угол комнаты. Стены оклеены обоями в крупный цветок. На каминной полке — пышный букет белых роз. Слева виднеется выход на балкон, справа окно, закрытое зелёной шторой. А на переднем плане молодая женщина купает в небольшой ванночке малыша. Столько нежности в этой работе, столько изящества! Вот только не верится, что автор — Борис Кустодиев, манера письма как будто совсем не его.
— Да, полотно по стилю далеко от пёстрых ярмарочных пейзажей, свойственных художнику. Но, тем не менее, это тоже Кустодиев. В начале тысяча девятисотых годов он с увлечением разрабатывал особый жанр портрета, в котором детали интерьера помогают раскрыть характер модели. И картина «Утро», написанная в 1904 году — образец творческого эксперимента.
— Очень удачный! Художник показал, как героиня полотна умеет создать уют. И даже о малыше поведал немало. Смотрите, какая у него роскошная ванночка — то ли керамическая, то ли каменная. Она похожа на морскую раковину, и это сходство как будто подсказывает нам, что ребенок для мамы — драгоценная жемчужина.
— И для мамы, и для папы — то есть, для самого Бориса Кустодиева. На картине «Утро» он изобразил жену Юлию Евстафьевну и сына Кирилла. Здесь мальчику около полугода.
— Видно, насколько художник любит родных!
— Да, он сумел передать свои чувства! Солнечные блики озаряют воду в ванночке, нежную кожу младенца, ослепительно белую блузку мамы. С помощью игры света автор картины делится с нами радостью.
— Кустодиевы были счастливы тогда!
— Очень! Пожалуй, это самое безоблачное время в их жизни. Пройдёт всего несколько лет, и для Бориса Михайловича наступит пора испытаний. Тяжёлая болезнь, безуспешные попытки лечения, непрестанные боли. Юлия Евстафьевна в полной мере разделит с мужем нелёгкий крест, путь страданий. Но здесь, на картине, она ещё не предполагает грядущих трудностей.
— Пребывает в безмятежности.
— Все обстоятельства к этому располагали. В январе 1903 года супруги повенчались. В октябре Юлия родила первенца, а Борис окончил Высшее училище при Императорской академии художеств. Он получил золотую медаль и право бесплатно стажироваться за границей в течение года. В творческое путешествие молодая семья отправилась в полном составе, вместе с сыном.
— А где именно они побывали?
— В Германии, Италии, Испании, Франции. Картина «Утро» была написана в Париже, Кустодиевы снимали там квартиру.
— Получается, что это полотно — как фотография на память о счастливом путешествии.
— Интересная мысль. Вот только что по возращении в Россию картина не осталась в домашней коллекции. Её приобрёл Русский музей — тот самый, в котором мы с тобой сейчас находимся. В начале двадцатого века он носил имя императора Александра Третьего.
— Иллюстрация к фрагменту семейной жизни Кустодиевых стала народным достоянием!
— Картина «Утро» заслуживает такого статуса — и по своим художественным достоинствам, и по глубокому внутреннему содержанию. Это не просто памятная зарисовка о безмятежных днях. Это слепок той подлинной любви, которая даёт силы перенести любые невзгоды.
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.