Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Итак, сегодня в нашем очередном турне выходного дня — старинный Саратов! Мы в художественном музее имени Александра Радищева! На чём здесь ты посоветуешь мне акцентировать внимание, мой бессменный спутник и экскурсовод, Андрей Борисович?
— О, в Саратовской картинной галерее богатейшая экспозиция! Одна только коллекция работ Бориса Кустодиева чего стоит! Вот, например, взгляни, Саша — полотно «Троицын день». Такое яркое, что мимо пройти невозможно. И очень богатое по содержанию!
— И впрямь, не оторвать взгляд! Художник в подробностях изобразил народные гулянья на залитой солнцем полянке в парке. Нарядные горожане катаются на лошадях, неспешно шествуют по дорожкам, беседуют на скамейках. Уличные торговцы продают букеты сирени, сладкую выпечку.
— А разворачивается действие на фоне величественных церквей. В одних праздничная служба уже закончилась, в других богослужение ещё продолжается. Так, справа на картине можно разглядеть крестный ход — православные с хоругвями идут вокруг храма.
— Словно корабль с парусами плывёт в зелёном море. И трава, и листва на деревьях такие яркие, свежие, густые!
— Троица же! Праздник переходящий, он приходится на пятидесятый день после Пасхи, и выпадает на конец мая — середину июня. В это время зелень нежная, сочная, ещё не запылённая.
— Интересно, а в том году, когда Кустодиев писал картину, какого числа Троицу праздновали?
— Это 1920-ый. Можно уточнить в интернете дату праздника. Сейчас найду, погоди. Вот, пожалуйста, Троица 30 мая. Только эта подробность не так уж и важна.
— Почему?
— Потому что Борис Кустодиев показал образ торжества. Картина не репортажная. В 1920 году Троицу встречали не в таком безмятежном антураже, как представлено на полотне. Это время гонений на Церковь. Крестные ходы тогда были сродни подвигу исповедничества.
— Получается, и художник к этому подвигу причастен. Он решился писать картину «Троицын день» в безбожное лихолетье. Да ещё и показал христианский праздник таким светлым, народ — ликующим. Мог бы и поплатиться за это!
— Да, в создании полотна проявились цельность и мужество Бориса Кустодиева. И дело не только в угрозе преследования за веру. Из-за опухоли спинного мозга художник уже много лет был прикован к постели. Писал полулёжа, мучаясь от боли. Стоит ещё вспомнить, что в стране царила разруха, есть было нечего. Кустодиевы, как и все вокруг, голодали.
— Страдая, изображать счастливое время! Это бегство от реальности?
— Скорее, утверждение надежды, что бедствие, которое учинили в России большевики — временное. Недаром художник посвятил свою картину празднованию Троицы.
— Это имеет значение?
— Конечно! Вспомни содержание торжества. На пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошёл Святой Дух в виде горящих, но не обжигающих языков пламени. Это событие считается началом Церкви, которую, по слову Христа, врата ада не одолеют.
— А значит, никакие безбожники не отнимут радости у верующих.
Мне кажется, именно это чаяние вложил Борис Кустодиев в картину «Троицын день». Она о празднике, которому нет конца.
Картину Бориса Кустодиева «Троицын день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищев
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова