Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Итак, сегодня в нашем очередном турне выходного дня — старинный Саратов! Мы в художественном музее имени Александра Радищева! На чём здесь ты посоветуешь мне акцентировать внимание, мой бессменный спутник и экскурсовод, Андрей Борисович?
— О, в Саратовской картинной галерее богатейшая экспозиция! Одна только коллекция работ Бориса Кустодиева чего стоит! Вот, например, взгляни, Саша — полотно «Троицын день». Такое яркое, что мимо пройти невозможно. И очень богатое по содержанию!
— И впрямь, не оторвать взгляд! Художник в подробностях изобразил народные гулянья на залитой солнцем полянке в парке. Нарядные горожане катаются на лошадях, неспешно шествуют по дорожкам, беседуют на скамейках. Уличные торговцы продают букеты сирени, сладкую выпечку.
— А разворачивается действие на фоне величественных церквей. В одних праздничная служба уже закончилась, в других богослужение ещё продолжается. Так, справа на картине можно разглядеть крестный ход — православные с хоругвями идут вокруг храма.
— Словно корабль с парусами плывёт в зелёном море. И трава, и листва на деревьях такие яркие, свежие, густые!
— Троица же! Праздник переходящий, он приходится на пятидесятый день после Пасхи, и выпадает на конец мая — середину июня. В это время зелень нежная, сочная, ещё не запылённая.
— Интересно, а в том году, когда Кустодиев писал картину, какого числа Троицу праздновали?
— Это 1920-ый. Можно уточнить в интернете дату праздника. Сейчас найду, погоди. Вот, пожалуйста, Троица 30 мая. Только эта подробность не так уж и важна.
— Почему?
— Потому что Борис Кустодиев показал образ торжества. Картина не репортажная. В 1920 году Троицу встречали не в таком безмятежном антураже, как представлено на полотне. Это время гонений на Церковь. Крестные ходы тогда были сродни подвигу исповедничества.
— Получается, и художник к этому подвигу причастен. Он решился писать картину «Троицын день» в безбожное лихолетье. Да ещё и показал христианский праздник таким светлым, народ — ликующим. Мог бы и поплатиться за это!
— Да, в создании полотна проявились цельность и мужество Бориса Кустодиева. И дело не только в угрозе преследования за веру. Из-за опухоли спинного мозга художник уже много лет был прикован к постели. Писал полулёжа, мучаясь от боли. Стоит ещё вспомнить, что в стране царила разруха, есть было нечего. Кустодиевы, как и все вокруг, голодали.
— Страдая, изображать счастливое время! Это бегство от реальности?
— Скорее, утверждение надежды, что бедствие, которое учинили в России большевики — временное. Недаром художник посвятил свою картину празднованию Троицы.
— Это имеет значение?
— Конечно! Вспомни содержание торжества. На пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошёл Святой Дух в виде горящих, но не обжигающих языков пламени. Это событие считается началом Церкви, которую, по слову Христа, врата ада не одолеют.
— А значит, никакие безбожники не отнимут радости у верующих.
Мне кажется, именно это чаяние вложил Борис Кустодиев в картину «Троицын день». Она о празднике, которому нет конца.
Картину Бориса Кустодиева «Троицын день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищев
Все выпуски программы: Краски России
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России