— Маргарита Константиновна, помните, мы с вами как-то беседовали о картине Бориса Кустодиева «Крестный ход»?
— Конечно, Андрей Борисович. Помню и молитвенное шествие, изображённое на фоне северного пейзажа с двойной радугой, и наш разговор.
— А священника и дьякона помните среди крестоходцев на картине?
— Ещё бы! Колоритные фигуры в золотых ризах.
— Так вот здесь, в Нижегородском художественном музее есть большой парный портрет этих людей. Пойдёмте, я вам покажу!.. Вот сюда, пожалуйста, в этот зал. Взгляните!
— Да, это они! Тот же молодой дьякон с чёрными, как смоль, волосами и рыжеволосый батюшка. Конечно, на картине «Крестный ход» персонажи изображены мелко, и потому схематично, а тут в подробностях. Они сидят рядом на резном деревянном диване. Оба в чёрных рясах с синими отворотами рукавов. Дьякон серьёзный, в круглых очках, у батюшки глаза искрятся добротой. А что это за священнослужители?
— Это священник Пётр Попов и дьякон Павел, чья фамилия мне не известна. В 1907 году, когда был написан двойной портрет, они служили в кладбищенской церкви Рождества Божией Матери в селе Богородица.
— Здесь, в Нижегородской губернии?
— Нет, в Костромской, на родине жены Бориса Кустодиева Юлии. В детстве она рано осиротела и воспитывалась в приёмной семье. Ее опекали сёстры по фамилии Грек, пожилые девицы. Они были прихожанками храма Рождества Богородицы, и похоронили их возле этой церкви.
— Той самой, где служили отец Пётр и дьякон Павел?
— Именно так. В 1905 году художник построил дом в нескольких километрах от села Богородица. Каждое воскресенье Кустодиевы навещали могилы сестёр Грек и участвовали в литургии в кладбищенской церкви. Дочь Бориса Михайловича Ирина оставила детские воспоминания об этих богослужениях. Ей запомнилось, что у отца Петра был проникновенный тенор, а у дьякона Павла — раскатистый густой бас.
— А какие они были по характеру, не написала Ирина Борисовна?
— Дьякона она запомнила немногословным, а батюшку — весёлым, неунывающим. Хотя жилось отцу Петру нелегко. Семья многодетная, приход — десяток дворов. Чтобы прокормиться, Поповы крестьянствовали. И огород держали, и зерно выращивали. А поскольку супруга священника всё время была в положении, ребятишки рождались у неё один за другим, то глава семейства, бывало, в одиночку и пахал, и сеял, и урожай собирал.
— Боюсь спрашивать, как сложилась жизнь священника Петра и дьякона Павла после революции 1917 года.
— Опасения понятны и вполне оправданы. Трагические события русской истории не обошли стороной село Богородица. Во время Великого поста в 1931 году отца Петра Попова арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорили к ссылке на три года. Вернулся он больным и вскоре скончался. Похоронили священника в ограде родного храма. На похороны приезжала жена Бориса Кустодиева Юлия, самого художника в то время уже не было в живых.
— А что стало с дьяконом?
— О дьяконе Павле точных сведений нет. Очевидно лишь то, что и он был обездолен. Церковь Рождества Богородицы в 1937 году варварски разграбили, в здании устроили зернохранилище. Сейчас от храма почти ничего не осталось, только остов без крыши.
— Я где-то слышала поверье, что когда на земле освящается храм, то на небесах созидается точно такой же. И его разрушить невозможно.
— И я верю, что в Царствии Небесном, по слову поэта, «евхаристия как вечный полдень длится». И священник Пётр и дьякон Павел стоят у Престола Божьего — молодые, жизнерадостные. Совсем такие, как на картине Бориса Кустодиева.
«Картину Бориса Кустодиева „Портрет священника и дьякона“ можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема