— Маргарита Константиновна, помните, мы с вами как-то беседовали о картине Бориса Кустодиева «Крестный ход»?
— Конечно, Андрей Борисович. Помню и молитвенное шествие, изображённое на фоне северного пейзажа с двойной радугой, и наш разговор.
— А священника и дьякона помните среди крестоходцев на картине?
— Ещё бы! Колоритные фигуры в золотых ризах.
— Так вот здесь, в Нижегородском художественном музее есть большой парный портрет этих людей. Пойдёмте, я вам покажу!.. Вот сюда, пожалуйста, в этот зал. Взгляните!
— Да, это они! Тот же молодой дьякон с чёрными, как смоль, волосами и рыжеволосый батюшка. Конечно, на картине «Крестный ход» персонажи изображены мелко, и потому схематично, а тут в подробностях. Они сидят рядом на резном деревянном диване. Оба в чёрных рясах с синими отворотами рукавов. Дьякон серьёзный, в круглых очках, у батюшки глаза искрятся добротой. А что это за священнослужители?
— Это священник Пётр Попов и дьякон Павел, чья фамилия мне не известна. В 1907 году, когда был написан двойной портрет, они служили в кладбищенской церкви Рождества Божией Матери в селе Богородица.
— Здесь, в Нижегородской губернии?
— Нет, в Костромской, на родине жены Бориса Кустодиева Юлии. В детстве она рано осиротела и воспитывалась в приёмной семье. Ее опекали сёстры по фамилии Грек, пожилые девицы. Они были прихожанками храма Рождества Богородицы, и похоронили их возле этой церкви.
— Той самой, где служили отец Пётр и дьякон Павел?
— Именно так. В 1905 году художник построил дом в нескольких километрах от села Богородица. Каждое воскресенье Кустодиевы навещали могилы сестёр Грек и участвовали в литургии в кладбищенской церкви. Дочь Бориса Михайловича Ирина оставила детские воспоминания об этих богослужениях. Ей запомнилось, что у отца Петра был проникновенный тенор, а у дьякона Павла — раскатистый густой бас.
— А какие они были по характеру, не написала Ирина Борисовна?
— Дьякона она запомнила немногословным, а батюшку — весёлым, неунывающим. Хотя жилось отцу Петру нелегко. Семья многодетная, приход — десяток дворов. Чтобы прокормиться, Поповы крестьянствовали. И огород держали, и зерно выращивали. А поскольку супруга священника всё время была в положении, ребятишки рождались у неё один за другим, то глава семейства, бывало, в одиночку и пахал, и сеял, и урожай собирал.
— Боюсь спрашивать, как сложилась жизнь священника Петра и дьякона Павла после революции 1917 года.
— Опасения понятны и вполне оправданы. Трагические события русской истории не обошли стороной село Богородица. Во время Великого поста в 1931 году отца Петра Попова арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорили к ссылке на три года. Вернулся он больным и вскоре скончался. Похоронили священника в ограде родного храма. На похороны приезжала жена Бориса Кустодиева Юлия, самого художника в то время уже не было в живых.
— А что стало с дьяконом?
— О дьяконе Павле точных сведений нет. Очевидно лишь то, что и он был обездолен. Церковь Рождества Богородицы в 1937 году варварски разграбили, в здании устроили зернохранилище. Сейчас от храма почти ничего не осталось, только остов без крыши.
— Я где-то слышала поверье, что когда на земле освящается храм, то на небесах созидается точно такой же. И его разрушить невозможно.
— И я верю, что в Царствии Небесном, по слову поэта, «евхаристия как вечный полдень длится». И священник Пётр и дьякон Павел стоят у Престола Божьего — молодые, жизнерадостные. Совсем такие, как на картине Бориса Кустодиева.
«Картину Бориса Кустодиева „Портрет священника и дьякона“ можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер