— Маргарита Константиновна, помните, мы с вами как-то беседовали о картине Бориса Кустодиева «Крестный ход»?
— Конечно, Андрей Борисович. Помню и молитвенное шествие, изображённое на фоне северного пейзажа с двойной радугой, и наш разговор.
— А священника и дьякона помните среди крестоходцев на картине?
— Ещё бы! Колоритные фигуры в золотых ризах.
— Так вот здесь, в Нижегородском художественном музее есть большой парный портрет этих людей. Пойдёмте, я вам покажу!.. Вот сюда, пожалуйста, в этот зал. Взгляните!
— Да, это они! Тот же молодой дьякон с чёрными, как смоль, волосами и рыжеволосый батюшка. Конечно, на картине «Крестный ход» персонажи изображены мелко, и потому схематично, а тут в подробностях. Они сидят рядом на резном деревянном диване. Оба в чёрных рясах с синими отворотами рукавов. Дьякон серьёзный, в круглых очках, у батюшки глаза искрятся добротой. А что это за священнослужители?
— Это священник Пётр Попов и дьякон Павел, чья фамилия мне не известна. В 1907 году, когда был написан двойной портрет, они служили в кладбищенской церкви Рождества Божией Матери в селе Богородица.
— Здесь, в Нижегородской губернии?
— Нет, в Костромской, на родине жены Бориса Кустодиева Юлии. В детстве она рано осиротела и воспитывалась в приёмной семье. Ее опекали сёстры по фамилии Грек, пожилые девицы. Они были прихожанками храма Рождества Богородицы, и похоронили их возле этой церкви.
— Той самой, где служили отец Пётр и дьякон Павел?
— Именно так. В 1905 году художник построил дом в нескольких километрах от села Богородица. Каждое воскресенье Кустодиевы навещали могилы сестёр Грек и участвовали в литургии в кладбищенской церкви. Дочь Бориса Михайловича Ирина оставила детские воспоминания об этих богослужениях. Ей запомнилось, что у отца Петра был проникновенный тенор, а у дьякона Павла — раскатистый густой бас.
— А какие они были по характеру, не написала Ирина Борисовна?
— Дьякона она запомнила немногословным, а батюшку — весёлым, неунывающим. Хотя жилось отцу Петру нелегко. Семья многодетная, приход — десяток дворов. Чтобы прокормиться, Поповы крестьянствовали. И огород держали, и зерно выращивали. А поскольку супруга священника всё время была в положении, ребятишки рождались у неё один за другим, то глава семейства, бывало, в одиночку и пахал, и сеял, и урожай собирал.
— Боюсь спрашивать, как сложилась жизнь священника Петра и дьякона Павла после революции 1917 года.
— Опасения понятны и вполне оправданы. Трагические события русской истории не обошли стороной село Богородица. Во время Великого поста в 1931 году отца Петра Попова арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорили к ссылке на три года. Вернулся он больным и вскоре скончался. Похоронили священника в ограде родного храма. На похороны приезжала жена Бориса Кустодиева Юлия, самого художника в то время уже не было в живых.
— А что стало с дьяконом?
— О дьяконе Павле точных сведений нет. Очевидно лишь то, что и он был обездолен. Церковь Рождества Богородицы в 1937 году варварски разграбили, в здании устроили зернохранилище. Сейчас от храма почти ничего не осталось, только остов без крыши.
— Я где-то слышала поверье, что когда на земле освящается храм, то на небесах созидается точно такой же. И его разрушить невозможно.
— И я верю, что в Царствии Небесном, по слову поэта, «евхаристия как вечный полдень длится». И священник Пётр и дьякон Павел стоят у Престола Божьего — молодые, жизнерадостные. Совсем такие, как на картине Бориса Кустодиева.
«Картину Бориса Кустодиева „Портрет священника и дьякона“ можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее».
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья