Адрес: Богоявленский пер., 2
Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.
Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!
Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.
Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.
После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?
Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?
С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?
Контакты: Богоявленского монастыря
Адрес: Богоявленский пер., 2
Как проехать:
От станции метро "Площадь революции":
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.
От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.
Адрес сайта: http://www.bgkg.ru/
Схема проезда:
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица