
Фото: Bildstockru Master / Unsplash
У каждого крещёного человека есть святой покровитель, имя которого можно найти в православном календаре. Но всегда ли мы знаем о жизни и подвигах своего святого?
Сегодня мы говорим о благоверном князе Всеволоде Псковском и стихотворении Всеволода Рождественского «Князь».
Место действия — города Новгород и Псков.
Время действия — XII-й век по Рождестве Христовом.
Князь Всеволод Мстиславич был старшим сыном великого киевского князя Мстислава Владимировича. Отец поставил Всеволода княжить в Новгороде.
Непросто было русским князьям управлять строптивыми новгородцами, однако Всеволод отлично справлялся: его новгородское княжение продолжалось почти два десятилетия.
Чего только не было за эти годы: войны и перемирия с северными соседями — племенами финнов, чуди, междоусобные битвы с завистливыми братьями, но главное — созидание. В первой половине XII века при князе Всеволоде Мстиславиче в Новгороде были построены великолепные храмы во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Пресвятой Богородицы, сохранившиеся до наших дней.
В стихотворении Всеволода Рождественского «Князь» говорится и о воинской храбрости, и о благочестии князя Всеволода, носившем в крещении имя Гавриил.
Сын Мстислава, княжич Мономаха,
Всеволод, в крещеньи Гавриил,
Туров бил, в бою не ведал страха
И на Чудь с товарами ходил.
Пели князю стрелы каленые,
Снился бой на Волховском мосту.
В Новгороде, у святой Софии,
Первым подходил он ко кресту.
Наступил момент, когда из корыстных побуждений новгородцы решили призвать для управления городом другого князя. Всеволода Мстиславича с его семьёй заключили под стражу, а потом изгнали из Новгорода.
Узнав об этом, жители Пскова приняли Всеволода Мстиславича своим князем.
Всеволод Мстиславич скончался в Пскове 11 февраля 1138 года. Его недолгое княжение оставило у псковичей добрую память. При нём в Пскове был заложен Свято-Троицкий собор. Именно туда позднее перенесли мощи самого благоверного князя Всеволода Мстиславича, причисленного в конце XII века к лику святых.
В своём стихотворении «Князь» поэт Всеволод Рождественский говорит о князе Всеволоде как о небесном защитнике Пскова и всей Руси.
Словно брагу, пил тугу и горе,
А когда пришла его пора,
Лёг во псковском Троицком соборе
В раке из литого серебра.
Князь веками слышит литургию,
Чудеса творит — и в чёрный год
Хвойную дремучую Россию
Со свечой незримо обойдёт.
Перу русского советского поэта Всеволода Александровича Рождественского принадлежит немало стихотворений на исторические темы. Во многих его произведениях раскрывается тема исторического пути России, незримая связь прошлого с настоящем.
А обращение поэта к образу святого князя Всеволода и вовсе не случайно. До революции отец Всеволода Рождественского преподавал Закон Божий в Царскосельской гимназии. Всеволод учился в этой гимназии и хорошо знал житие святого благоверного князя Всеволода Псковского.
Вот я Всеволодом назван тоже.
Дай мне быть, пока чиста свеча,
Хоть немного на него похожим,
Никому не отдавать меча.
В душный час моей последней муки
Дай мне сон и ми́рен, и глубок.
Положи в хладеющие руки
Черный византийский образок.
Всеволод Мстиславич вошёл в историю Церкви как святой благоверный князь Всеволод Псковский. Он стал примером воинской доблести, спокойного мужества перед лицом невзгод и веры в Бога — то, на чём веками держалась Русь.
Таким предстаёт князь Всеволод Мстиславич и в стихотворении Всеволода Рождественского «Князь».
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема