
Фото: Peter Herrmann/Unsplash
Современные учёные всё чаще обращают внимание на то, что в Священном писании содержится множество научных фактов. Например, о том, что Земля располагается в космическом пространстве без какой-либо видимой опоры, было известно ещё библейскому Иову! В одноимённой ветхозаветной книге говорится о том, что Бог «…повесил землю ни на чём». И это далеко не единственный случай, когда Библейские тексты намного опережали научные открытия. О некоторых из них рассказывает книга «Библия и наука».
Увлекательное издание рассчитано на самую широкую читательскую аудиторию. Статьи, собранные в книге, написаны максимально просто и доходчиво. В то же время каждая из них — своеобразное научное исследование, при этом ещё и удивительно поэтичное. Так, например, в одной из глав подробно рассматриваются первые строки ветхозаветной Книги Бытия. Автор статьи подчёркивает, насколько ёмки и прекрасны всем известные слова: «В начале сотворил Бог небо и землю». Однако помимо красоты эта фраза содержит и глубокий естественнонаучный смысл. Древнееврейские слова, употреблённые в Библии для обозначения неба и земли, являются синонимами таких физических величин, как пространство и материя. А фраза «в начале» представляет собой не что иное, как третью фундаментальную категорию — время. Чтобы эти разрозненные компоненты начали взаимодействовать между собой, образовав некую слаженную систему, необходимо ещё одно условие — наличие энергии. И она появляется, когда Бог говорит: да будет свет. Таким образом Библия давала картину происхождения Вселенной задолго до открытия Первого закона термодинамики, который гласит, что материя не возникает сама по себе. Неудивительно, что сторонниками Божественного сотворения мира являются многие известные современные учёные, такие, как астрофизик Хью Росс, астроном Трейд Холль. А самые прославленные учёные прошлого, внёсшие основополагающий вклад в естествознание, и вовсе не представляли себе иной возможности возникновения мира: известно, что и Кеплер, и Ньютон, и Лейбниц были глубоко верующими христианами.
Словом, нас ждёт захватывающее чтение, а кроме того, возможность пополнить багаж естественнонаучных знаний. Авторы сборника помогут разобраться в библейской археологии, физике, химии, палеонтологии и микробиологии. И расскажут о том, насколько тесно связаны Библия и наука.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема