На картине Николая Кузнецова «В Праздник» изображена нарядная крестьянка, у которой выдался редкий выходной.
На полотне художнику удалось донести заботу Бога о каждом из нас: в Праздник Господь дал девушке возможность отдохнуть от тяжёлых трудовых будней.

— Маргарита Константиновна, выставка русского национального костюма — это просто восторг! Спасибо, что взяли меня с собой. Ткани, вышивки — бесподобные!
— Я рада, Наташенька, что тебе понравилось. Коллекция нарядов действительно богатая.
— Богатая — не то слово! Даже не верится, что так одевались крестьяне на Руси. Наверное, только по праздникам?
— Не только. Оказывается, и на сенокос, и на другие полевые работы крестьянские юноши и девушки, любили надевать свои лучшие наряды. Ну а уж по праздникам — что и говорить! Кстати, у нас в Третьяковской галерее есть одна интересная картина как раз на эту тему. Сейчас найду её в интернете... На ней изображена крестьянка в светлом сарафане и нарядном фартуке. Вот, нашла!
— Какая интересная работа! А кто её автор?
— Её написал русский живописец Николай Дмитриевич Кузнецов в 1879 году. Полотно это называется «В Праздник». Другое его наименование — «Малороссиянка, отдыхающая на траве». Создано оно, как подсказывает название, в Малороссии, и вероятнее всего, в Херсонской губернии — именно оттуда родом художник.
— Какая живая, вдохновляющая картина! На ней мы видим девушку, лежащую среди высоких луговых трав, вокруг — цветы, зелень... Она прикрывает рукой лицо от яркого солнечного света.
— Девушка изображена в тот редкий день, когда крестьянам можно было не работать, а просто отдохнуть после праздничной службы в храме. Судя по названию картины, мы можем предположить, что речь здесь идёт о каком-то большом церковном летнем празднике.
— Например, о Троице или Преображении Господнем...
— Да, Наташа. Праздники обычно в старину проводили шумно, весело, парни и девушки водили хороводы, играли в игры...
— Но героине картины совсем не весело. Вид у неё утомлённый...
— Думаю, это усталость от тяжёлой работы. Крестьянкам было непросто. Женщины работали едва ли не наравне с мужчинами. На отдых времени почти не оставалось. А сейчас ей выдался денёк, чтобы просто полежать на траве...
— А природа вокруг, посмотрите, будто утешает девушку. Луговые травы укутывают её. Она словно в мягкой колыбели лежит.
— Так художник изобразил единение человека с окружающим миром. Волосы девушки, её нарядная одежда будто растворяются в зелени. А узоры, вышитые на белом сарафане, рифмуются с нежными соцветиями луговых растений. Травы словно тянутся к чистому голубому небу. Осока, сныть-трава, ромашки... И взгляд молодой крестьянки тоже устремлён в небеса. В нём читается благодарность Богу за подаренные минуты безмятежности и покоя.
— Как красиво вы рассказываете, Маргарита Константиновна! Как-то Вам всегда удаётся за внешними деталями, за роскошными тканями и вышивкой найти что-то очень важное, настоящее, бесценное.
— Может быть потому, что каждый человек — это сокровище, драгоценное создание Божие, с глубоким внутренним миром, своими печалями и радостями... Мне кажется именно этот образ хотел донести до нас художник. Изумительная работа, не правда ли?
— Очень хорошая. В следующие выходные я приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть картину Николая Кузнецова «В Праздник».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.