На картине Николая Кузнецова «В Праздник» изображена нарядная крестьянка, у которой выдался редкий выходной.
На полотне художнику удалось донести заботу Бога о каждом из нас: в Праздник Господь дал девушке возможность отдохнуть от тяжёлых трудовых будней.

— Маргарита Константиновна, выставка русского национального костюма — это просто восторг! Спасибо, что взяли меня с собой. Ткани, вышивки — бесподобные!
— Я рада, Наташенька, что тебе понравилось. Коллекция нарядов действительно богатая.
— Богатая — не то слово! Даже не верится, что так одевались крестьяне на Руси. Наверное, только по праздникам?
— Не только. Оказывается, и на сенокос, и на другие полевые работы крестьянские юноши и девушки, любили надевать свои лучшие наряды. Ну а уж по праздникам — что и говорить! Кстати, у нас в Третьяковской галерее есть одна интересная картина как раз на эту тему. Сейчас найду её в интернете... На ней изображена крестьянка в светлом сарафане и нарядном фартуке. Вот, нашла!
— Какая интересная работа! А кто её автор?
— Её написал русский живописец Николай Дмитриевич Кузнецов в 1879 году. Полотно это называется «В Праздник». Другое его наименование — «Малороссиянка, отдыхающая на траве». Создано оно, как подсказывает название, в Малороссии, и вероятнее всего, в Херсонской губернии — именно оттуда родом художник.
— Какая живая, вдохновляющая картина! На ней мы видим девушку, лежащую среди высоких луговых трав, вокруг — цветы, зелень... Она прикрывает рукой лицо от яркого солнечного света.
— Девушка изображена в тот редкий день, когда крестьянам можно было не работать, а просто отдохнуть после праздничной службы в храме. Судя по названию картины, мы можем предположить, что речь здесь идёт о каком-то большом церковном летнем празднике.
— Например, о Троице или Преображении Господнем...
— Да, Наташа. Праздники обычно в старину проводили шумно, весело, парни и девушки водили хороводы, играли в игры...
— Но героине картины совсем не весело. Вид у неё утомлённый...
— Думаю, это усталость от тяжёлой работы. Крестьянкам было непросто. Женщины работали едва ли не наравне с мужчинами. На отдых времени почти не оставалось. А сейчас ей выдался денёк, чтобы просто полежать на траве...
— А природа вокруг, посмотрите, будто утешает девушку. Луговые травы укутывают её. Она словно в мягкой колыбели лежит.
— Так художник изобразил единение человека с окружающим миром. Волосы девушки, её нарядная одежда будто растворяются в зелени. А узоры, вышитые на белом сарафане, рифмуются с нежными соцветиями луговых растений. Травы словно тянутся к чистому голубому небу. Осока, сныть-трава, ромашки... И взгляд молодой крестьянки тоже устремлён в небеса. В нём читается благодарность Богу за подаренные минуты безмятежности и покоя.
— Как красиво вы рассказываете, Маргарита Константиновна! Как-то Вам всегда удаётся за внешними деталями, за роскошными тканями и вышивкой найти что-то очень важное, настоящее, бесценное.
— Может быть потому, что каждый человек — это сокровище, драгоценное создание Божие, с глубоким внутренним миром, своими печалями и радостями... Мне кажется именно этот образ хотел донести до нас художник. Изумительная работа, не правда ли?
— Очень хорошая. В следующие выходные я приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть картину Николая Кузнецова «В Праздник».
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема